Аннотация: Что такое адаптация первоклассника и как помочь ребенку приспособиться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Адаптация первоклассников
Вот и закончился детский сад, впереди долгая школьная дорога длинною в 9 или в 11 лет. Родители и дети с нетерпением и тревогой ждут столь знаменательного события: 1 сентября!
Итак, дети поступают в школу и начинается их процесс обучения, неразрывно связанный с адаптацией.
Что же такое адаптация?
Говоря простым языком, адаптация — это способность ребёнка приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Период адаптации т.е. время, за которое происходит приспособление к школьной жизни- индивидуален для каждого ребёнка. Конечно, существуют средние значение для этого периода, оно колеблется от трёх недель до полугода. Поэтому психологическая диагностика адаптации первоклассников проводится по истечении трёх недель и в конце учебного года.
Первичная диагностика позволяет не только удостовериться в успешности адаптации, но и выявить проблемы, которые ей препятствуют. С помощью коррекционно – развивающих занятий, основанных на рабочих программах, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, выявленные проблемы прорабатываются, сводятся до минимума. Параллельно с занятиями ведётся консультативная работа с родителями и педагогами.
Родители самостоятельно могут увидеть, что у ребёнка дезадаптация – обратный процесс адаптации, когда не происходит приспособления к школьной жизни.
Этот проявляется в его поведении: он становится импульсивным, раздражительным, не принимает школьные правила или наоборот зажатым, появляется заикание, тремор (дрожание пальцев). Ребёнок не хочет идти в школу, с трудом обучается и не находит контакт с одноклассниками, учителем. Таким поведением ребёнок даёт понять, что требуется всесторонняя помощь родителей, учителя, психолога.
Причин дезадаптации много, часто это не одна конкретная, а в совокупности с разными.
Разберём основные причины:
– Не достаточная помощь или её отсутствие со стороны родителей и учителя (в первом классе необходима поддержка и помощь ребёнку, не только для формирования положительного отношения к учёбе, но и для уверенного и спокойного психологического состояния у ребёнка).
– Завышенные требования со стороны родителей (реальные достижения не учитываются, оцениваются низко).
– Отсутствие посещения дет. сада в дошкольной жизни ребёнка (Во- первых в саду дети привыкают к режиму, он, конечно, отличается от школьного, но он дисциплинирует в силу возраста ребёнка.
Во-вторых, дети учатся общению, решению трудностей в общении, выстраивают отношения.
В-третьих, в саду в процессе дошкольного обучения будут видны возможные сложности в освоении школьной программы, и поступая в школу, к ребёнку будет индивидуальный подход и своевременная помощь)
– Низкий социальный статус семьи.
– Недостаточное развитие учебной мотивации.
– Недостаточно развиты способности к взаимодействию с другими детьми.
– Недостаточная развиты психомоторные навыки. Пример: пишет медленнее остальных.
– Недостаточный контроль собственного поведения. Пример: не может усидеть на уроке, выкрикивает с места. Смеётся.
Успешность адаптации, конечно же, напрямую зависит от состояния здоровья ребёнка и уровня его физиологического развития.
Определяя и устраняя причины на начальном этапе, мы поддерживаем и развиваем познавательную, исследовательскую деятельность ребёнка для его всестороннего развития и уверенного достижения целей в будущем.
Автор статьи:
педагог-психолог
Преснякова Светлана Александровна