Детская агрессия

Конспект семинара-практикума для педагогов

«Детская агрессия»

Проблемы ребенка в общении со сверстникамиЦель: Познакомить педагогов с понятиями «агрессия» и «агрессивность», видами и причинами агрессии, а также основными приёмами и методами работы с агрессивными детьми.

Материалы: Медиа проектор, ватман, маркеры.

Частый запрос к психологу в ДОУ является проблема агрессивного поведения детей, это одно из самых распространенных нарушений в дошкольном возрасте, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Упражнение «Ассоциации»

Участники подбирают ассоциации или образы к словам «агрессия», «агрессивность», ведущий записывает их на доске. (скорее всего возникшие образы будут иметь негативный окрас)

Теоретический материал «Понятие агрессии и агрессивности»

Давайте попробуем разобраться, что же такое агрессия и агрессивность, какие существуют формы агрессии.

Агрессия — «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным, неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и др.)». (Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко)

Агрессивность – «это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (Реан А.А.)

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек с возрастом приучается контролировать свои эмоции и выражать их социально-приемлемыми способами.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества.

Как проявляется агрессия?

А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, оскорбления, ругань и т. д.);
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки, ябеды) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);
5.Негативизм (оппозиционное поведение).

Часто с термином агрессии употребляют термины злость и гнев.

В чем же их отличие?

Злость – это эмоция, которая может быть выражена жестами, мимикой или словами: «я разозлился!», «я злюсь, когда…».

Гнев – усиленное чувство злости, носит аффективный характер, более кратковременный по своему воздействию, чем злость.

Агрессия – это не чувство, а действие.

Упражнение «Я злюсь, когда…»

Участникам по кругу предлагается закончить фразу «Я злюсь, когда…». Ведущий записывает ответы на доске.

А теперь перенесемся в детство, вспомните ситуации, когда вы сильно разозлились, рассердились. Ответьте на вопрос: «В детстве я злилась, когда…». Ответы записываются на доске.

Подвести к мысли, что и дети и взрослые злятся и проявляют агрессию, когда:

  • Какая-то потребность не удовлетворена.

Это происходит по одной из 4 причин:

1. ограничение свободы, действий;
2. если он не может реагировать по-другому в силу своего темперамента;
3. если вокруг него все реагируют именно так (выученная реакция);
4. если ребенок сильно разозлен (рассержен). Злость может быть вызвана чувством беспомощности, зависти, страха, вины, стыда и др. Положительные чувства (в норме) злости не вызывают, т.к. не являются угрозой для безопасности, самооценки.

Следует отметить, что у ребёнка между злостью и агрессией нет паузы, злость мгновенно находит выход в движении: подошёл и укусил, ударил совком по голове, швырнул и разбил игрушку. При этом взрослые очень часто «запрещают» и злиться, и агрессивно себя вести, взрослые должны помочь ребёнку понять, что он разозлился (злиться можно) и причинил боль другому – этого делать нельзя.

Важно научить ребёнка злиться в социально-приемлемой форме.

Главное, чтобы ребенок усвоил важное правило: У ЛЮБОГО ВЫБОРА ЕСТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста, способствующие проявлению агрессии

  1. У детей слабо развиты навыки программирования и контроля;
  2. Коммуникативные навыки недостаточно развиты;
  3. Моральные нормы еще не сформированы;
  4. Дети плохо осознают свое агрессивное поведение (при расспросах они бойко повторяют не раз слышанное от взрослых, что “кричать и драться нехорошо”, но при случае не задумываясь делают и то, и другое).
  5. Они быстро переходят от вербальной агрессии к физической.
  6. Дошкольники легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей.

Есть специфика проявления агрессии у разных возрастных групп. Рассмотрим их.

Возрастные особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста

Возраст Особенности Причина Формы проявления
2 года Вспышки агрессии (короткие и неконтролируемые) Проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых Кусаются

Ударяют

3 года Агрессия более яркая и разнообразная Добиться желаемого Толкаются, плюются, бросают игрушки, царапаются истерят — и всё это в одно и то же время.
4 года Учится контролировать свои эмоции и знает, что за агрессивное поведение могут наказать. Поэтому ведёт себя сдержаннее, более спокойно. Протест Одноразовые: толкнёт, стукнет или кинет игрушкой — и смотрит на реакцию.
5 лет Ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться через физическую силу, девочки – вербальные средства. Разные Мальчики: бьют, толкают, дерутся.

Девочки -обзывают, угрожают, насмехаются, манипулируют.

6 лет Контролируют эмоции и выказывают агрессию лишь выборочно. Проявляют её там, где уверены в победе (могут побить слабого) и ненаказуемости (перед взрослыми её уже почти не демонстрируют). Объектами чаще всего выступают сверстники в детском саду, младшие братья и сёстры либо беззащитные животные. Дефицит внимания и окружение, демонстрирующее агрессивное поведение. Разнообразные

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей и воспитателей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Упражнение “Портрет агрессивного ребенка”

(автор Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Группа делится на 3–4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка “Портрет “особого” ребенка”.

Участникам подгрупп необходимо совместно выбрать черты, свойственные агрессивным детям. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

В процессе обсуждения могут возникнуть разногласия. Задача ведущего состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику, и лишь затем выступать в роли эксперта.

Психологи Алворд М. и Бейкер П. выделяют следующие критерии выявления агрессивного ребенка.

Зачитываются и выводятся на экран.

Иногда за агрессивность принимают что-то другое, например, упрямство, гиперактивность, нормативные кризисы. Подчеркнуть, что говорить о том, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Выделим основные причины агрессивного поведения детей

1. Нарушения семейного воспитания (дефицит родительского внимания, безразличие или враждебность родителей, гипер/гипоопека);
2. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки;
3. Усвоение эталонов агрессивного поведения взрослых (прежде всего родителей, косвенных источников – СМИ, интернет);
4. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;
5. Нарушена исследовательская активность.

Упражнение «Ситуации»

Участники делятся на 4 группы, их задача разобрать ситуации, где существуют проявления детской агрессивности. Необходимо выявить причину появления агрессии и наметить свои действия.

Ситуация 1.

Воспитательница средней группы детского сада пожаловалась, что дети используют в речи неприличные слова. Педагог пробовала детей ругать, объяснять, что это неприлично, наказывать, не обращать внимания, а результат нулевой.

Ситуация 2.

Катя, 2 года 6 месяцев, младшая группа. Девочка проявляет агрессию по отношению к сверстникам, толкает и кусает других детей. Когда педагоги ее ругают за такое поведение, то девочка «закрывается» или может замахнуться на взрослого.

Ситуация 3

Иван, 3 года 8 месяцев. В группе детского сада отличается драчливостью, неусидчивостью, быстрой утомляемостью. Обижает сверстников без видимой причины, проявляет внимание к понравившимся ребятам агрессивными способами.

Ситуация 4

Коля, 5 лет. Неусидчив, невнимателен и агрессивен. Когда его кто-то из сверстников нечаянно заденет, то он мгновенно бьет куда придётся. Создается впечатление, что мальчик так и ждёт нападения. Коля стремится всегда быть первым, использует для этого любые методы.

Как помочь агрессивным детям?

Отечественные психологи отмечают, что работа педагогов с данной категорией детей должна вестись в 4 направлениях:

1. Работа с гневом, обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

Способы:

– перенос чувств на неопасные объекты («мешочек для крика», «листы гнева», «злой коврик», подушки, поролоновые мячики, мишень с дротиком, спортивный инвентарь;

– прямое высказывание своих чувств человеку (прямо, словесно и в вежливой форме) Но !!! не подходит для малышей.

2. Обучение детей приемам саморегуляции.

Способы:

– релаксационные упражнения, дыхательные упражнения.

3. Отработка навыков общения – дети просто не знают других способов выражения своих чувств.

Способы:

– развитие эмоциональной сферы (проигрывание этюдов, беседы, рисование, лепка эмоций);

– расширение поведенческого репертуара (ролевая игра, беседа).

4. Формирование позитивных качеств личности (доброты, доверия к людям)

Способы: совместное чтение, театрализованная игра.

Релаксационное упражнение «Лесная прогулка»

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, солнечный денек, вы идете по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разнотравье, полевые цветы. Воздух наполнен необыкновенным ароматом свежести. Вы дышите глубоко и наслаждаетесь прогулкой… Вокруг порхают бабочки, слышно приятное пение птиц. Вы идете размеренным шагом, наслаждаетесь тишиной, спокойствием, размеренностью… Лесная тропинка вывела вас на поляну, залитую солнечным светом. Остановитесь, почувствуйте приятное тепло солнечных лучей, мягкость сочной травы под ногами. Вам хорошо, здесь вы себя чувствуете в безопасности. На этой полянке вы можете делать все , что захотите. Можете полежать в мягкой траве с закрытыми глазами, наслаждаясь теплом и звуками природы. Можете собирать цветы. А можете даже побегать. Пусть ваше воображение подскажет вам, что делать… Прогулка подходит к концу. Протянете руки к солнышку, почувствуйте как тревога, беспокойство, суетные мысли, тяжелые чувства покидают вас. Легкий ветерок подхватывает их и уносит далеко прочь, все дальше и дальше. А вы наполняетесь силой, которое дарит вам солнышко. Вам хорошо. Запомните это состояние и заберите его с собой. Пора возвращаться, пройдите весь путь обратно. вам пора возвращаться. Сделайте глубокий вдох, выдох. Как будете готовы, откройте глаза. Потянитесь.

Обсуждение ощущений.

Рефлексия

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от сегодняшнего мероприятия. Что нового вы для себя узнали, что возьмете с собой?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СЕМИНАРУ

Автор: педагог-психолог
Петренко Оксана Витальевна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.