Что такое эмоциональный интеллект и какова его роль в развитии ребенка

детиВ статье рассматривается феномен эмоционального интеллекта, в частности – его определение, основные составляющие, роль в жизни ребенка и нормы развития по возрастным периодам. Родителям даются советы, позволяющие развивать эмоциональный интеллект у детей.

Что такое эмоциональный интеллект и какова его роль в развитии ребенка?

Эмоциональный интеллект и уровень его развития отражает способность человека распознавать свои и чужие эмоции, а также понимать их, управлять и осуществлять контроль над ними.

Основными составляющими эмоционального интеллекта являются:

1. Умение понимать, оценивать, распознавать и вербализировать эмоции, которые человек испытывает на данный момент.

2. Умение адекватно выражать, контролировать эмоциональное состояние, сохраняя внутренний баланс в экстремальной ситуации.

3. Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей. А также строить взаимодействие с ними с учетом этих особенностей.

4. Умение взаимодействовать с окружающими людьми с учетом их эмоционального состояния.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:

1. Знать свои сильные и слабые стороны, понимать собственную ресурсную базу;

2. Приобрести стрессоусточивость и владеть копинг-стратегиями;

3. Уметь эффективно разрешать конфликтные ситуации на стадии их зарождения;

4. Уметь взаимодействовать с окружающими, быть внимательным слушателем.

Нарушения эмоционального интеллекта и их возможные последствия

О низком уровне развития эмоционального интеллекта могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Неспособность к самоконтролю; чрезмерно сильные, затяжные, неадекватные эмоциональные реакции;

2. Неспособность нести ответственность за последствия поступков, совершенных импульсивно;

3. Отсутствие друзей, неспособность взаимодействовать с окружающими и поддерживать диалог;

4. Неспособность к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

Дети, чей эмоциональный интеллект оценивается ниже среднего, испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Они чаще других становятся участниками конфликтных ситуаций, либо самоизолируются от окружающих. Неспособность выражать и контролировать свое эмоциональное состояние делает их подверженными стрессу и беззащитными перед высокими эмоциональными нагрузками.

Нормы эмоционального интеллекта у детей:

Возраст Комплекс ЗУН
От рождения до трех лет
  1. Комплекс оживления
  2. Способность узнавать близких и эмоционально реагировать на них (улыбкой, мимикой, жестами)
Дошкольное детство (4 – 7 лет)
  1. Знание основных положительных и отрицательных эмоций
  2. Умение распознавать и обозначать вербально свое эмоциональное состояние
  3. Умение вербально и невербально выражать эмоции
Младший школьный возраст (7 – 10 лет)
  1. Развитие навыка эмоционального самоконтроля
  2. Умение понимать эмоции и чувства других людей
  3. Устранение эгоцентризма мышления; развитие способности ставить себя на место другого человека и смотреть на ситуацию с его позиции
  4. Способность к сопереживанию

Способы развития эмоционального интеллекта

Развивать эмоциональный интеллект ребенка нужно с самого раннего возраста. Для этого достаточно использовать следующие простые педагогические приемы:

1. Поощряйте ребенка рассказывать о своих переживаниях. Почаще спрашивайте его о настроении, просите описать его как можно подробнее.

2. Давайте ребенку понять, что вы понимаете его чувства. Желательно использовать в разговорах фразы «Я вижу, ты расстроен (обрадован, взволнован, напуган)».

3. Не стоит стыдить ребенка за плохое настроение, негативные эмоции. Помните: хороших и плохих эмоций не существует. А сильные переживания, которым не дали выход в раннем детстве, могут вылиться в серьезные проблемы в будущем. Но при этом очень важно привить ребенку навык конструктивного выражения эмоций и объяснить, какие последствия могут иметь несдержанность и неумение себя контролировать.

4. Будьте чуткими. Необходимость доносить до родителя эмоции криком и слезами отпадет в случае если родители научатся понимать ребенка и слышать его.

5. При просмотре мультфильмов, чтении книг, старайтесь обсуждать с ребенком действия главных героев, говорите о чувствах, которые они испытывают.

6. Придумайте способы избавления от негативных эмоций, а также способы поднять настроение себе и близким.

7. Не старайтесь быть идеальными во всем. Видя, что родителям тоже могут быть свойственны негативные эмоции, дети научатся принимать их и у себя. Старайтесь объяснять ребенку, что вы тоже устаете, можете быть раздражительными, расстроенными и т.д.

Казанчева Белла Михайловна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.