Инклюзивное образование представляет собой совместный процесс обучения и воспитания обычно развивающихся детей и сверстников с ограниченными возможностями.
• Инклюзия — это подход, при котором учитывается индивидуальность детей, при котором планы и цели коррекционно – образовательной и развивающей работы подстраиваются под их способности и потребности, т.е. инклюзия должна способствовать тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
• Инклюзия – это подход и философия, предполагающая, что все дети (и с инвалидностью, и без) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане образования.
• Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуальности с различными потребностями в обучении.
• Инклюзивное образование организовывается с учетом принципов индивидуализации и гибкости.
Нормативные акты, регламентирующие жизнь и образование детей – инвалидов в России
1) 23 Статья Конвенции о правах ребенка ООН (забота о детях с ограниченными возможностями) ,
2) Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 14 сентября 1995 г.: предусматривается развитие сети социально – реабилитационных учреждений для детей – инвалидов, широкое использование прогрессивных методик реабилитации детей- инвалидов; оказание им своевременной консультативной помощи и социальной поддержки, обеспечение возможности обучения в образовательных учреждениях общего типа.
3) Президентская программа «Дети России» с 1993 года реализует федеральную целевую программу «Дети-Инвалиды».
Программа «Дети-инвалиды» направлена на:
— создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также реабилитации детей с ограниченными возможностями;
— оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии;
— создание равных возможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения;
— интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
4) Правовой базой создания центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», подписанный Президентом РФ 10 декабря 1995 года (4 1 95-ФЗ), в статье 14 которого указано, что социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, а в организационной форме социального обслуживания являются соответствующие учреждения и предприятия независимо от форм собственности (статья 1), входящие в систему социальных служб (статья 4).
5) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в статье которого определено, что обеспечение социальной поддержки населения, а также реабилитация детей-инвалидов — неотьемлемая часть социальной поддержки, относится к вопросам местного значения, включенным в ведение муниципальных образований.
Также для реализации прав человека с ограниченными возможностями работают: Комитет по правам человека при Президенте России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Комитет по образованию и науке Государственной думы и общественные организации родителей детей-инвалидов.
Министерство образования и науки, выполняя поручение Правительства России, направило в адрес заместителей глав администраций субъектов Российской Федерации письмо с просьбой организовать работу с данной категорией детей на местах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
• дети с нарушениями речи (моторная и сенсорная алалия, ОНР, ФФНР, заикание и логоневроз)
• дети с наследственными синдромами (синдром Дауна, – фенилкетонурия, разнообразные генные мутации),
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
• дети с интеллектуальной недостаточностью (УО и ЗПР),
• дети с психопатологией (РДА, шизоидные и психопатичные деформации личности),
• дети со сложными нарушениями в развитии.
Формы интегративного инклюзивного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
• Временная интеграция подразумевает нерегулярное включение «особых детей» в группы сверстников в зависимости от соматического здоровья, содержания образовательного процесса в группах, потребностей детей в общении.
• Частичная интеграция означает регулярное пребывание «особых детей» в других группах в первую или вторую половину дня.
• Полная интеграция подразумевает постоянное пребывание «особого ребенка» в группе сверстников без ограниченных возможностей.
Требования для включения «особых» детей в интегративное обучение следующие:
• посещение специализированных групп не менее года;
• отсутствие социально опасного поведения;
• достаточный уровень компенсации основного или сопутствующего диагноза, отсутствие прогрессирующих форм заболеваний;
• наличие достаточно выраженной потребности в общении со взрослыми и/ или сверстниками.
Требования к принимающей группе и сопровождающему взрослому:
• желание участвовать в интегративном образовании;
• возможность согласования целей, планов и действий обеих сторон;
• наличие контакта между детьми и педагогами.
Принимающей стороной может стать любая группа ДОУ или класс.
Участники инклюзивного образования («Особый» ребенок): педагоги образовательного учреждения, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный работник, администрация образовательного учреждения, родители.