Как составить психолого-педагогическую характеристику дошкольника, которого необходимо направить на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Администрация и воспитатели детского сада разрабатывают и реализуют для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адаптированную основную образовательную программу на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Чтобы провести обследование ребенка и получить заключение ПМПК, родители (законные представители) предъявляют характеристику воспитанника, которую выдает дошкольная образовательная организация (ДОО).
Кто составляет психолого-педагогическую характеристику для ПМПК?
Психолого-педагогическую характеристику воспитанника составляют члены психолого-педагогического консилиума ДОО:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог с учетом мнения воспитателя.
Разделы психолого-педагогической характеристики:
- общие сведения,
- информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОО,
- общий вывод,
- дата составления характеристики.
Рассмотрим подробнее, какие параметры в них указывать.
Заполните общие сведения характеристики
Характеристику заполняйте на бланке ДОО. В ней укажите Ф. И. О. ребенка, дату рождения, группу, которую он посещает.
В разделе «Общие сведения» укажите:
- дату поступления в детский сад,
- состав семьи,
- факты о периоде обучения ребенка в ДОО. К фактам относятся: переходил из одного детского сада в другой (причины), получает помощь, часто болеет, имеет хронические заболевания.
Укажите программу (основная/адаптированная основная образовательная программа для обучающихся) и форму обучения — очная (группа: комбинированная, компенсирующая, общеразвивающая, присмотра и ухода), очно-заочная (на дому).
Не забудьте написать, какую коррекционно-развивающую, психолого-педагогическую помощь оказывают воспитаннику, какие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог).
Опишите условия и результаты образования ребенка в детском саду
Основной раздел психолого-педагогической характеристики «Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОО» включает 5 пунктов.
1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.
В первую очередь опишите особенности эмоционально-личностной сферы:
- специфику отношений со взрослыми, сверстниками;
- понимание своих затруднений, особенностей;
- критичность отношения к успехам/неуспехам;
- поведение в свободной или организованной деятельности;
- показатели личностного развития.
В показателях личностного развития распишите способен ли ребенок принять помощь, какие у него интересы, достижения, насколько самостоятелен, развиты самообслуживание и бытовые навыки.
2. Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития: состояние крупной и мелкой моторики, ведущая рука.
3. Динамика (показатели) познавательного и речевого развития: особенности, специфика познавательных процессов, которые влияют на результативность обучения.
4. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности: игровой, учебной, продуктивной.
5. Динамика освоения программного материала. В пункте укажите соответствие объема знаний, умений и навыков ребенка требованиям программы, оцените динамику обученности.
Для воспитанника, который обучается по основной образовательной программе, опишите его достижения в соответствии с годом обучения; какой характер затруднений имеет в развитии (сенсорное, познавательное, речевое). Для воспитанника, который обучается по АООП, укажите коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений.
Сделайте общий вывод
Когда описали динамику (показатели) развития воспитанника, напишите общий вывод.
Укажите, какие условия организации воспитательно-образовательной работы с ребенком следует уточнить, изменить, подтвердить.
Далее проставьте дату составления характеристики.
Подпишите характеристику с остальными членами психолого-педагогического консилиума ДОО, которые проводят динамическое наблюдение за воспитанником.
Руководитель ДОО (уполномоченное лицо) заверяет психолого-педагогическую характеристику подписью, печатью ДОО.
Мартынова Ольга Валерьевна,
педагог-психолог