Мандала-терапия

В статье рассматривается мандала-терапия и ее роль в психологической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Приведен пример влияния регулярных арт-терапевтических занятий на моральное здоровье детей группы риска.

Мандала-терапия и ее роль в психологической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Мандала-терапияНесмотря на то, что мандала-терапия пришла в современную психологию сравнительно недавно, она уже успела прижиться и заслужить доверие специалистов со всего мира. И это неудивительно: простая в использовании, она максимально безболезненно и ненавязчиво решает проблемы любого человека, освобождая его от пережитого травматического опыта и позволяя раскрыть в себе ресурсный потенциал, о котором он часто и не догадывался.

Мандала-терапия универсальна. Ее можно использовать для людей любого возраста начиная с того момента, как ребенок в первый раз возьмет в руки карандаш или кисть.

Чем объясняется целительный эффект мандалы?

Одним из самых ресурсных материалов, отражающих эмоциональное состояние личности, является цвет.

Доставая из самых глубоких слоев психики скрытые, неосознаваемые проблемы, он способствует свободному выходу негативных эмоций. Таким образом, создавая мандалу и наполняя пустой круг формой и цветом, человек настраивается на самопознание и саморазвитие, находит источник своих проблем и наиболее приемлемый способ для их решения. Происходит стабилизация эмоционально-волевой сферы, «сглаживание» негативных характеристик психики.

В зависимости от оформления мандалы различают следующие их типы:

1. Геометрические мандалы.
2. Растительные мандалы.
3. Анималистические мандалы.

Принципы работы с мандалами:

1. Ребенок самостоятельно выбирает как характер изображения, так и изобразительный материал, с которым ему предстоит работать (это могут быть акварельные или гуашевые краски, масляная пастель, карандаши, фломастеры);

2. Цветовая гамма должна быть максимально разнообразной, желательно чтобы каждый цвет был представлен в нескольких оттенков от светлого до темного. Обязательно наличие белого и черного цвета. Хорошо, если в распоряжении ребенка также будет палитра для смешивания красок;

3. Перед началом занятия желательно объяснить детям, чтобы они не привязывались к отдельным цветам или их сочетаниям, а также не относились к ним с предубеждением (не существует «плохих» или «хороших», «красивых» ли «некрасивых» цветов);

4. Избегать оценочных суждений;

5. Наличие музыкального сопровождения занятия оговаривается заранее.

Базой проведения исследования стало Приемно-диагностическое отделение ГБУ РЦСРН «Доброе сердце». В нем приняло участие 10 несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в тот момент.

Мандала-терапия была выбрана для коррекционной работы с детьми неслучайно. Большинство детей, попавших в реабилитационный центр, отличались наличием психологических проблем:

Показатель Кол-во детей Процент
Повышенный уровень тревожности 9 90%
Нарушение навыков взаимодействия 7 70%
Страхи 6 60%
Заниженная самооценка 5 50%
Высокая агрессивность 3 30%
Депрессивные состояния 3 30%

Мандала-терапия

Работа с мандалами осуществлялась в два этапа:

  1. На первом детям было предложено оформить уже готовые раскраски мандалы. Таким образом мы формировали у детей первичное представление о технике, попробовать себя в ее создании. На выбор детям были предоставлены мандалы различного уровня сложности.
  2. На втором детям были выданы пустые мандалы-круги, которых им предлагалось наполнить формой и цветом самостоятельно.

Дети активно принимали участие в занятиях, демонстрировали высокую восприимчивость к арт-терапии.

Поначалу некоторые из них жаловались на то, что не умеют рисовать, однако от одного занятия к другому было заметно, что их творческий потенциал раскрывается, интерес к изобразительно деятельности растет. Многие выразили желание опробовать новые материалы и техники рисования. Менялся и сам характер изображений: если поначалу большинство останавливало выбор на простых раскрасках, со временем они стали усложняться.

На смену воздушным мандалам, минимально заполненным цветом, стали приходить более целостные изображения. Обогатилась использованная палитра.

Занятия осуществлялись группами  по 3-5 человек дважды в неделю. При этом практиковалась как индивидуальная так и парная работа. Во втором случае детям было предложено раскрасить или нарисовать одну мандалу вдвоем. Помимо стандартного терапевтического эффекта это позволяла наладить внутригрупповые отношения, научить детей работать слаженно, прислушиваться и понимать друг друга.

Спустя 2 месяца мы провели повторное обследование детей группы. Оно позволило получить следующие результаты:

Показатель Кол-во детей Процент
Повышенный уровень тревожности 5 50%
Нарушение навыков взаимодействия 4 40%
Страхи 4 40%
Заниженная самооценка 3 30%
Высокая агрессивность 2 20%
Депрессивные состояния 2 20%

Мандала-терапия результаты работы

Наиболее эффективной мандала-терапия оказалась для коррекции тревожных состояний, а также коррекции нарушений навыков взаимодействия детей со сверстниками.

Казанчева Белла Михайловна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.