Методика «Что мне нравится в школе?» – выявление отношения к школе и мотивационной готовности к обучению.
Автор методики Н.Г. Лусканова.
Цель: выявление отношения к школе и мотивационной готовности к обучению.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Инструкция педагога-психолога:
Ребята, многие из вас уже ходят на подготовительные занятия в школу. Вы были на экскурсии в школе и школьной библиотеке. Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте как сможете, мне интересен каждый рисунок.
Обработка и анализ рисунков
Оцениваются следующие показатели:
- соответствие заданной теме;
- сюжет (что именно изображено);
- размеры рисунка и отдельных деталей;
- цветовое решение;
- динамика изображения;
- правильность рисунка;
- законченность рисунка.
Техника и манера исполнения рисунка принимаются во внимание в том случае, если свидетельствуют о каких-то психологических свойствах ребенка.
Несоответствие теме означает:
- отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (изображение машин, игрушек, военных действий, узоров и пр.), что свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
- проявление детского негативизма (отказ рисовать на школьную тему и/или изображение того, что ребенок любит и умеет рисовать лучше всего), свойственное детям с завышенным уровнем притязаний и плохой приспособленностью к четкому выполнению школьных требований;
- неверное истолкование, непонимание поставленной задачи (отсутствие рисунка или срисовывание у других ребят сюжетов, не имеющих отношения к заданной теме), в большинстве случаев наблюдаемое у детей с задержкой психического развития.
Соответствие заданной теме
Соответствие заданной теме свидетельствует о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка (что именно изображено):
- учебные ситуации (учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанным на ней заданием и т. п.) свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, о наличии у него познавательных учебных мотивов;
- ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п.) — о положительном отношении к школе, но с превалирующей направленностью на внешние школьные атрибуты;
- игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие находящиеся в классе предметы: телевизор, цветы на окне и т. п.) — о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Дальнейший анализ рисунков проводится с учетом базовых принципов интерпретации проективных изображений.