Методика «Выбери место» – изучение преобладающей мотивации воспитанников.
Авторская модификация методики Л.Н. Прохоровой.
Цель: изучение преобладающей мотивации воспитанников.
Форма проведения: индивидуальная.
Необходимые материалы: рисунок корабля с изображением различных помещений, рисунок карты с изображением островов, фишки.
Инструкция педагога-психолога:
Сегодня у нас с тобой необычная встреча.
Мы отправимся в путешествие. Я люблю бывать в новых местах, встречаться с новыми людьми. А ты? Путешествовать мы будем на корабле. Посмотри, какой он интересный.
(Ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных помещений на корабле, рис. 1.)
На этом корабле много комнат — кают.
- Есть капитанский мостик, откуда управляют кораблем (показать);
- камбуз, где готовят вкусную еду, в том числе любимые сладости (показать);
- медицинская комната, где находится больной щенок (показать);
- каюта с любимым другом (показать);
- каюта, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах (показать);
- каюта, где можно конструировать и изобретать (показать);
- игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки (показать).
Выбери на корабле место, которое тебе больше всего нравится, и поставь туда свою фишку.
Рис. 1. Выбери место на корабле
Вот мы с тобой приплыли к островам. (Перед ребенком располагается рисунок карты с изображением островов, рис. 2.)
- На первом острове можно стать принцем или принцессой (показать);
- на втором много сладостей (показать);
- на третьем находится грустный больной львенок (показать);
- на четвертом тебя ждет друг (показать);
- на пятом можешь узнать что-то новое, интересное (показать);
- на шестом ты станешь изобретателем и научишься делать все, что захочешь (показать);
- на седьмом собраны интересные игрушки (показать).
Выбери остров, на который ты хочешь отправиться больше всего, и поставь на него свою фишку.
Рис. 2. Выбери остров
Обработка результатов
Ответы ребенка фиксируются в свободном порядке. Анализ проводится исходя из следующих положений:
- место на капитанском мостике; остров, где можно стать принцем или принцессой, скорее всего свидетельствуют о преобладании мотива самоутверждения, лидерства;
- место на камбузе, где готовится вкусная еда, в том числе любимые сладости; остров, на котором много сладостей, — о преобладании мотива извлечения личной пользы;
- место в медицинской комнате, где находится больной щенок; остров, где живет грустный больной львенок, — о ярко выраженном мотиве оказания помощи;
место в каюте с любимым другом; остров, где ребенка ожидает друг, — о доминировании мотива общения; - место в каюте, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах; остров, где можно увидеть что-то новое, интересное, — о развитых познавательных мотивах;
- место в каюте, где можно научиться конструировать и изобретать; острова, на которых можно стать изобретателем и научится делать все, что хочется, — о созидательной мотивации;
- игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки; остров, на котором много интересных игрушек, — о преобладании игровых мотивов.