Нейропсихологические синдромы нарушений мышления

мозг, мышлениеНейропсихологические синдромы нарушений мышления.

Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

Нейропсихология мышления относится к числу мало разработанных разделов нейропсихологии.

Современная психология рассматривает мышление как активную психическую деятельность, направленную на решение определенной задачи.

Этапы (стадии) мыслительной деятельности:

Мыслительная деятельность проходит:

  1. стадию предварительной ориентировки в условиях задачи,
  2. стадию формирования программы и выбора средств решения задачи,
  3. стадию непосредственного осуществления мыслительных операций,
  4. стадию контроля за промежуточными и конечными результатами,
  5. стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.

А. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушения интеллектуальных процессов при поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга.

При поражении левой височной области нарушается звуковая структура речи, в то время как ее семантическая сторона остается сохранной.

Поэтому у больных страдает способность выполнять последовательные вербальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые связи или их следы. Но, как указывает Е. Д. Хомская, у них сохраняется непосредственное понимание наглядно-образных и логических отношений. Они могут правильно оперировать пространственными отношениями элементов, выполнять арифметические операции (в письменном виде), решать задачи на поиск последовательности наглядно развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин).

При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в группы.

В данном случае дефект интеллектуальной деятельности связан с нарушением наглядно-образного мышления, требующего выполнения операций на пространственный анализ и синтез. У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения, например, в задачах на “конструктивный интеллект” (например, кубики Кооса). В этих задачах элементы, на которые распадается модель, не соответствуют тем элементам, из которых может быть составлена конструкция. Кроме того, у больных нарушено выполнение арифметических действий из-за первичной акалькулии.

Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга приводит к изменению динамики мыслительного процесса.

В основе лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс “развертывания” речевого замысла и процесс “свертывания” речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последовательности речевых процессов и, как следствие, нарушение динамики вербально-логического мышления, распад свернутых “умственных действий” (арифметических, вербальных и т. п.), патологическая инертность интеллектуальных актов. Но у таких больных сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения.

При поражении префронтальных отделов мозга расстройства интеллектуальной деятельности носят сложный характер.

Во-первых, они возникают вследствие нарушения ее структуры: у больных выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями.

Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и логическими отношениями, страдает избирательность семантических связей.

В-третьих, для лобных больных характерна общая интеллектуальная инактивность.

Инактивность – это недостаточная мотивация к организации и осуществлению деятельности. 

Как показали исследования нейронной активности при решении различных умственных задач, любая интеллектуальная деятельность сопровождается активацией различных корковых и подкорковых структур.

Презентация

“Нейропсихологические синдромы нарушений мышления”

Контрольные вопросы:

1. Наглядное (конструктивное) мышление и факторы его нарушения.

Ответ:

При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в группы.

В данном случае дефект интеллектуальной деятельности связан с нарушением наглядно-образного мышления, требующего выполнения операций на пространственный анализ и синтез. У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения, например, в задачах на “конструктивный интеллект” (например, кубики Кооса). В этих задачах элементы, на которые распадается модель, не соответствуют тем элементам, из которых может быть составлена конструкция. Кроме того, у больных нарушено выполнение арифметических действий из-за первичной акалькулии.

2. Вербально-логическое мышление и факторы его нарушения.

Ответ:

Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга приводит к изменению динамики мыслительного процесса.

В основе лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс “развертывания” речевого замысла и процесс “свертывания” речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последовательности речевых процессов и, как следствие, нарушение динамики вербально-логического мышления, распад свернутых “умственных действий” (арифметических, вербальных и т. п.), патологическая инертность интеллектуальных актов. Но у таких больных сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения.

3. Особенности нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.

Ответ:

При поражении префронтальных отделов мозга расстройства интеллектуальной деятельности носят сложный характер.

Во-первых, они возникают вследствие нарушения ее структуры: у больных выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями.

Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и логическими отношениями, страдает избирательность семантических связей.

В-третьих, для лобных больных характерна общая интеллектуальная инактивность.

Инактивность – это недостаточная мотивация к организации и осуществлению деятельности. 

4. Что общего и в чем различия в мозговой организации вербально-логического и наглядно-образного типов мышления?

5. Особенности нарушения интеллектуальных процессов при поражении премоторных отделов левого полушария.

6. Способен ли лобный больной замечать свои ошибки; ошибки, допускаемые другими людьми?

7. Особенности нарушения мышления при поражении теменно-затылочных отделов.

8. Особенности нарушения мышления при поражении левой височной области.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.