Основные направления нейропсихологии

Вопросы к междисциплинарному экзамену по программе “Нейропсихология”.

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга.

Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.

Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Сфера практического применения нейропсихологии постоянно расширяется. Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различных проблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций под влиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций в возрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и др.

Нейропсихология

Основные направления современной нейропсихологии:
теоретические проблемы и области практического применения

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.

Основной задачей клинической нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.

Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных.

Основным методом клинической нейропсихологии является метод клинического нейропсихологического исследования.

В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга.

Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Экспериментальная нейропсихология.

Основной задачей экспериментальной нейропсихологии является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.

В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

3. Реабилитационная нейропсихология.

Основной задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга.

Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.

4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.

Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.

6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).

7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.

Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Основоположник отечественной нейропсихологии -

Александр Романович Лурия.

Лурия Александр Романович

Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.