Особенности нервной деятельности ребенка

Основные направления психолого-педагогической работы с детьми разного типа нервной деятельности.

Особенности нервной деятельности ребенкаОсобенности нервной системы ребенка – врожденные, в совокупности они представляют тот или иной тип высшей нервной деятельности, унаследованный от природы.

Особенности нервной деятельности ребенка влияют на приобретение им навыков и умений: благоприятствует формированию одних и затрудняет становление других.

Сделать выводы относительно особенностей нервной системы ребенка можно в процессе наблюдения за тем, быстро ли он засыпает, глубоко и чутко ли спит, как происходит переход от сна к бодрствованию и наоборот, как он относится к новым людям, предпочитает ли спокойные или подвижные игры, может ли продолжительное время играть с одной и той же игрушкой, или нет.

Эти детские линии поведения позволят родителям и педагогам сформировать представление о типе его нервной деятельности. Дети с разной организацией нервной системы неодинаковы и в выражении разных чувств: одни бурно и громко плачут и так же бурно и громко смеются, другие в той же самой ситуации могут лишь морщиться, хныкать или тихо улыбаться.

Тип нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов – возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой и слабостью и тем, уравновешивают они друг друга, или же одно преобладает над другим.

Комбинации этих параметров позволяют выделить четыре основных типа нервной деятельности. Они представлены на модели «весы».

Сильный уравновешенный тип. Сильные процессы возбуждения и торможения уравновешивают друг друга (модель 1).

Модель 1. Первый тип нервной деятельности

Первый тип нервной деятельности

Чаши весов с обозначениями нервных процессов «В» (возбуждение) и «Т» (торможение) глубоки, объемны и находятся друг напротив друга. Это означает, что процессы возбуждения и торможения сильные и уравновешенные.

Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения отличаются преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Адаптация к смене видов деятельности будет проходить практически безболезненно.

Дети этого типа обычно в одинаковой мере интересуются и подвижными, и спокойными играми. Лучше всего они усваивают материал, если он разделен на небольшие порции.

Краткие рекомендации по воспитанию и организации деятельности:

– необходимо исполнение точного режима;
– ласкающее, свободное воспитание и суровый «постный» режим принесут одинаковый вред;
– возможно некоторое снижение объема упражнений при условии полного внимания к ним;
– снижение скорости показа материалов может привести к неудовольствию ребенка, скуке;
–наличие постороннего шума не будет мешать работе.

Модель 2. Второй тип нервной деятельности

Сильный неуравновешенный (легковозбудимый) тип. Процессы возбуждения сильнее, чем процессы торможения (модель 2).

Второй тип нервной деятельности

Чаши весов «В» (возбуждение) и «Т» (торможение) большие (процессы сильные). При этом сила процессов возбуждения перевешивает процессы торможения.

Дети, у которых процессы возбуждения сильнее, чем процессы торможения, легковозбудимы и нетерпеливы. Это довольно ярко проявляется уже с первых месяцев их жизни: увеличение веса у таких малышей очень часто происходит неравномерно (один месяц – в пределах нормы, следующий месяц – ниже нормы и т.д.).

И радость, и недовольство эти дети проявляют очень бурно, и могут быстро переходить от одного состояния к другому. Природная живость заставляет их искать развлечения, связанные с динамикой, мышечной активностью.

Краткие рекомендации по воспитанию и организации деятельности:

– в общении с ребенком необходимы настойчивость, уверенность и доброжелательный (не задабривающий) тон;
– следует включать в упражнения элементы движений;
– снижение скорости показа материалов может привести к потере внимания ребенка;
– следует избегать наличия постороннего шума во время занятий.

Модель 3. Третий тип нервной деятельности

Сильный неуравновешенный (медлительный) тип. Процессы торможения сильнее, чем процессы возбуждения (модель 3).

Третий тип нервной деятельности

Чаши весов «В» (возбуждение) и «Т» (торможение) большие (процессы сильные). При этом сила процессов торможения перевешивает процессы возбуждения.

Дети, у которых процессы торможения значительно преобладают, довольно медлительны, невозмутимы, спокойны и не отличаются бурным проявлением своих эмоций. Обычно они не доставляют хлопот: не плачут по малейшему поводу, имеют хороший сон и аппетит, их отдыху не мешает небольшой шум или какое–либо движение вокруг.

Свою радость они быстрее выразят не заливистым смехом, а просто улыбкой. Как правило, такие дети склонны к малоподвижному образу жизни, поэтому равнодушны к подвижным играм. Их необходимо стимулировать к выполнению упражнений, активизирующих крупную моторику.

Краткие рекомендации по воспитанию и организации деятельности:

– в общении с ребенком необходимы настойчивость и требовательность;
– допустимо снижение скорости показа материалов;
– организация вокруг ребенка визуальной среды (развешивание изображений, картинок, слов) будет развивать его наблюдательность.

Модель 4. Четвертый тип нервной деятельности

Слабый неуравновешенный тип. Процессы торможения и процессы возбуждения слабые (модель 4).

Четвертый тип нервной деятельности

Чаши весов «В» (возбуждение) и «Т» (торможение) уменьшились в объеме (процессы слабые). При этом процессы не уравновешивают друг друга, наблюдается их неустойчивость.

Дети, с таким типом нервной деятельности требуют особого внимания. Они очень чувствительны к происходящему вокруг, чутко реагируют на настроение окружающих людей, быстро огорчаются по малейшим причинам и плачут. Тихий смех, приветливая улыбка говорят о спокойствии ребенка, его радости, хорошем самочувствии. Если же ребенок недоволен, он плаксив и встревожен.

Дети со слабым типом нервной деятельности быстро утомляются, чутко и тревожно спят и столь же чутко реагируют на малейшие раздражители, которые способны моментально повлиять на их неустойчивое настроение. У них очень сильна чувствительность к ласке, тону обращения, отсутствию или недостатку внимания к себе. Они обидчивы, и вместе с тем повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у таких чувствительных особ особой чуткости и деликатности, отзывчивости к окружающим, сопереживанию.

Краткие рекомендации по воспитанию и организации деятельности:

– в общении с ребенком необходимы поощрение и мягкая настойчивость;
– начало и завершение занятий следует проводить на эмоциональном подъеме, активно и бодро;
– допустимо снижение скорости в средней части занятия;
– следует избегать наличия постороннего шума во время занятий.

Важно учитывать, что 4 типа нервной деятельности достаточно редко встречаются в «чистом» виде. Потому что природа смешала в каждом из нас разные свойства, и сделала психологические типы людей разнообразными и более сложными. Особенности нервной деятельности ребенка не столь быстро можно распознать и «прочитать».

Тем важнее научиться замечать особенности детей в самом начале их жизненного пути. Любой из типов нервной деятельности очень устойчив, и попытки переделать ребенка на свой лад не только лишены всякого смысла, но и вредны по своей сути.

Знание типологических особенностей ребенка помогут родителям и воспитателям активизировать все то положительное, чем наградила его природа, и одновременно терпимо относиться к нежелательным качествам в его характере, блокировать их, не давая развиваться далее.

Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев указывал на то, что ребенок вовсе не стоит перед окружающим миром один на один, его деятельность всегда включена в общение с другими людьми. Именно в этом процессе ребенок обучается адекватной деятельности.

И.В. Мальцева

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.