Проблемы ребенка в общении со сверстниками

Проблемы ребенка в общении со сверстникамиПризнаки: ребенок ведет себя агрессивно с другими детьми, “огрызается”, цепляет других, в группе или в классе его не любят, не хотят дружить.

Причины: чаще всего ребенок чувствует себя “гонимой собакой”, считает, что его презирают, оскорбляют, все настроены против него.

При исследовании поведения очень типична фраза: “А он (она) первый начал …”, причем, если продолжать разбираться, то упоминаются “грехи” обижающих “до самой ясельной группы”.

Корни личностных проблем часто обусловлены семейным микроклиматом. Ребенок рано привыкает к агрессивно-несправедливому отношению к себе со стороны членов семьи” и (родителей, старших детей) и переносит свой опыт на общение с другими детьми, как своеобразный способ “борьбы за выживание”.

Основной стратегией работы воспитателя в этом направлении может быть следующая формилировка: “Наш класс для тебя – островок безопасности, здесь тебя поймут и помогут. Здесь тебе ничто не грозит! ”

Направления работы с ребенком, имеющим проблемы в общении со сверстниками:

Исследование “провоцирующих” ситуаций и “провокаторов”, если таковые имеются. Удобно это сделать наедине с ребенком в такой форме: “Мне хотелось бы узнать твое мнение о нашем классе. Я приготовил для тебя некоторые вопросы, тебе не трудно будет мне помочь?”

Ребенку в письменной или устной форме предлагаем вопросы в форме незаконченных предложений. Если ребенку при работе устно трудно отвечать, можно использовать подсказку. В приведенных вопросах ответами могут быть как ситуации, так и “конкретные личности”. Ребенку нужно сказать, что отвечать он может, как сам думает.

Если ребенок на контакт идет хорошо, можно попытаться поговорить с ним “о жизни”, выясняя, как ребенок воспринимает окружение и мир в целом, узнать его отношение к себе за такими вопросами:

– Вот ты обрисовал наш класс так …

– Как ты считаешь, а дети в других классах такие же?

– А люди вообще?

– Если бы ты был волшебником, то каких бы черт характера добавил людям?

– А детям?

– А себе?

– Как ты думаешь, когда тебя оскорбляют, то те, кто это делает, радуются или злятся?

– А ты?

– Ты быстро прощаешь обиды?

– Если не удалось сразу ответить на оскорбление, тебе хочется отомстить обидчику потом?

– Получается? При этом ты бываешь довольным?

– А что бы ты простил другому, если бы тебя попросили?

Последний вопрос – хороший переход для попытки коррекции: “Давай с тобой договоримся. Попробуй понаблюдать за собой и в моменты, когда чувствуешь себя оскорбленным не очень сильно, скажи себе: “Он такой же, как и я. Это мелочи, и я его прощаю”.

А в конце дня скажи мне, сколько мелких обид тебе, таким образом, удалось” успокоить “?

Пожелания воспитателю (учителю)

Дети, агрессивно защищающиеся, требуют постоянного внимания. С одной стороны – это безопасность самого ребенка и его окружения, с другой – необходимость демонстрации ребенку поддержки в сложных для него моментах общения, помощь в регуляции поведения.

Обычно все детские “разборки” проходят за отсутствием взрослого, поэтому в ситуациях обострения отношений нужно как можно больше наблюдать за участниками и, при необходимости, “разделять территории”.

Например, если при выполнении какого-то дела вам нужно оставить детей одних, а вы чувствуете, что атмосфера несколько напряжена, или накануне была драка, можно предложить детям индивидуальные задания или поручения.

При наличии особо “враждующих” сторон, можно дать работу, не связанную с общим пребыванием детей. Например, убрать вещи в раздевалке в присутствии воспитателя. Это особенно важно, если ребенок находится в состоянии “хронической войны” с какими-то детьми.

Состоянием уровня конфликтности в начале урегулирования ситуации следует интересоваться очень часто. Обязанности “обязательно поощрять и отмечать малейшие достижения” мира и согласия (можно в шутливой манере).

Для стимулирования позитивных изменений ребенку можно сказать, что многие заметили, что общаться с ним стало приятнее.

Отношения с коллективом. Основные задачи: снять напряженность в отношениях, снять стереотипы восприятия ребенка (“ярлыки”), найти друзей для ребенка, найти общее дело.

Александр Иванченко

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.