Развитие новорожденного ребенка

Когда малыш появляется на свет, он слышит разные звуки, различает их по громкости, по высоте, тембру. Кроме того, ребенок видит близко расположенные предметы, различает их по величине и форме. Малыш чувствует и запахи, обладает тактильной чувствительностью (ощущения с поверхности кожи), болевой и вестибулярной (ощущения положения тела в пространстве).

Из всех окружающих звуков он выделяет и предпочитает звуки человеческой речи, а из окружающих его предметов – те, которые напоминают человеческое лицо. Эти предпочтения заложены генетически, ведь только общение с другим человеком может дать толчок к дальнейшему развитию ребенка.

Все эти способности к чувствованию, восприятию окружающей среды формировались еще внутриутробно. Но, что очень важно, направлены они не только на удовлетворение физических потребностей, но и на удовлетворение главной психической потребности малыша – в заботе и внимании близкого человека, в присутствии рядом матери.

Конечно, пока эти способности в скрытом состоянии – ведь большую часть времени в первые дни жизни малыш спит, просыпаясь лишь для того, чтобы поесть, поблуждать вокруг взором, и снова заснуть.

Просыпаясь, ребенок сигнализирует о своих потребностях криком. Если новорожденный кричит  – это пока лишь сигнал, а не способ общения. Но внимательный взрослый, ухаживающий за малышом быстро научается определять причину плача, и устранив ее, удовлетворив потребности ребенка, быстро успокаивает малыша.

В первые дни новорожденный, как правило, быстро засыпает после удовлетворения всех своих потребностей, не «поблагодарив» мать. Но уже через пару недель после рождения мать замечает, что после кормления ребенок сразу не погружается в сон, а начинает внимательно рассматривать лицо матери, улыбаться в ответ на ласковые слова, замирать, слушая звук человеческой речи. «Посмотрите, он смотрит и улыбается мне!» – радостно восклицает мать.

Действительно, на второй-третьей недели промежутки бодрствования малыша удлиняются, он начинает активно осматривать окружающее пространство, останавливая взгляд на лице матери (в районе ее лба).

В этот же период можно заметить, что ребенок останавливает взгляд на ярком предмете и способен проследить (с некоторым опозданием) за его медленным перемещением в  пространстве.

В эти дни малыш начинает прислушиваться и к звукам. Если негромко позвать его или погреметь погремушкой, ребенок замирает и начинает взглядом отыскивать источник звука.

Через некоторое время малыш уже начинает поворачивать головку на звук, а натолкнувшись взглядом на лицо матери, начинает его внимательно рассматривать. Это – начало человеческого общения.

Важно, чтобы с самых первых дней жизни ребенка взрослый не просто удовлетворял все физические потребности малыша, а «авансом» относился к нему, как к взрослому человеку: разговаривал с малышом, брал на руки, носил по комнате, показывая и рассказывая о разных предметах, вкладывал ему в ручки игрушки различной текстуры и т. п.

Только при наличии такого эмоционального человеческого общения новорожденный ребенок начинает развиваться, и уже к концу первого месяца жизни он начнет улыбаться при приближении матери, радоваться общению с ней.

Такую улыбку психологи назвали «социальной». Её появление означает, что у ребенка появляется  потребность в общении с другим человеком. Именно потребность в общении приведет малыша ко всем дальнейшим достижениям в развитии.

Вслед за этим ребенок начнет улыбаться уже при виде яркой игрушки, начинает внимательно рассматривать ее, следить глазами за ее перемещением в пространстве. Именно так начинает развиваться познавательная активность.

Сроки появления комплекса оживления, «социальной» улыбки, ориентировочной реакции, а также степень выраженности познавательной активности индивидуальны, но к концу 1 месяца жизни нормально развивающийся малыш уже должен: сосредотачивать внимание, прослеживать движущиеся предметы, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.