Рисование как средство развития творческих способностей

Аннотация: Нетрадиционные техники и приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в подготовительной группе.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Хочу сказать, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета.

Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

На своих занятиях я стараюсь познакомить детей с разными способами рисования. Также заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию и урокам труда.

Нетрадиционные техники рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками, палочками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Рябинка», « Консервирование».

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон.

Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», « Мишка», «Елочка пушистая».

Понравилась детям рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Березки смотрят в воду», «Чудесный букет».

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке школы , мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Таким образом мы рисуем «Листопад».

Знакомлю детей с техникой «Рисование свечой и акварелью». Ребенок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается не закрашенным.

Мы рисовали «Морозные узоры», от полученных рисунков дети были в восторге.

Использую технику «Рисование пальчиками и ладошкой».

Рисование

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается. В этой технике рисуем « Рябинку», «Веселые осьминожки».

В технике «Скатывание бумаги» мы выполняем работы « Цыпленок», «Виноград». Ребенок мнет в руках салфетку или бумагу. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисовать можно не только красками, но и пластилином. С большим интересом использую метод «Пластилинография». Сюда входят такие приемы как рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками», рисование мазками, заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками, процарапывание по пластилину, вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами. Можно смешивать разные цвета пластилина, и картины получаются необычными и интересными.

Творческий процесс это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

О.Д. Рябчикова

Информация Google

2 комментариев к статье “Рисование как средство развития творческих способностей”

  1. Zotova A.

    Нетрадиционные техники рисования для детей являются замечательным способом создания маленьких шедевров! Недавно мы с детьми увлеклись рисованием, я постоянно ищу различные техники и применяю их в совместном творчестве. Спасибо за обмен опытом!

    Ответить
  2. Ирена

    Хорошая статья. Спасибо!

    Ответить

Оставить комментарий

*

.