Пример заключения по результатам психолого-диагностического исследования обучающегося с ОВЗ. Материал будет полезен начинающим психологам в работе с детьми с ОВЗ.
Заключение по результатам психолого-диагностического исследования обучающегося с ОВЗ
Ф.И.: N
Класс: 4
Дата проведения исследования: сентябрь 2020 г.
1. Цель исследования: изучение основ мыслительной деятельности, визуального линейного и структурного мышления.
Предмет исследования: интеллектуальная сфера.
Методы исследования: Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития, ими выявляются способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями.
В результате исследования выявлено, что успешность выполнения заданий по тесту
«Прогрессивные матрицы Равена» соответствует низкому уровню (27 баллов).
2. Цель: выявить уровень интеллектуального развития обучающегося, определить структуру развития интеллекта.
Предмет исследования: интеллектуальная сфера.
Методы исследования: групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
Уровень умственного развития обучающегося ниже возрастной нормы четвероклассников (30 баллов – 15%). Норма: 30% – 42% (получена на выборке детей Самарской области).
Выполнение отдельных субтестов выглядит следующим образом:
ст.1 «Инструкции», ст.2 «Арифметика», ст.3 «Предложения», ст.4 «Различия»,
ст.5 «Числовые ряды», ст.6 «Аналогии», ст.7 «Кодирование символов».
Соответствуют норме результаты по субтесту 7 «Кодирование символов». Это указывает на достаточную степень концентрации внимания, на способность к переключению внимания, на хорощую работоспособность (42%).
Низкие результаты получены по субтестам: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Это указывает:
ст.1 «Инструкции» – на неумение работать по инструкции, на недостаточный уровень развития вербального интеллекта, на несформированность операции анализа (15%);
ст. 2. «Арифметика» – на недостаточный уровень практического математического мышления, на недостаточное владение арифметическими операциями, низкую степень восприятия и понимания структуры задачи (10%);
ст.3 «Предложения» – на недостаточный уровень речевого развития, на неумение построить сложные синтаксические конструкции, на трудности в выражении своих мыслей (10%);
ст.4 «Различия» – на несформированность логической операции по установлению сходства и различия (10%);
ст.5 «Числовые ряды» – на недостаточный уровень сформированности теоретического математического мышления, на недостаточное владение логикой, навыками счета (0%);
ст.6 «Аналогии» – на недостаточно развитые комбинаторные характеристики интеллекта, на неумение действовать по аналогии (5%).
3. Цель исследования: изучение свойств внимания и психомоторного темпа, точность и надежность переработки информации, волевая регуляция, динамика работоспособности во времени.
Предмет исследования: невербальная интеллектуальная сфера.
Методы исследования: тест Тулуз-Пьерона
3.1. В результате психодиагностического исследования выявлено, что у обучающегося наблюдается средняя скорость выполнения теста (30). Скорость выполнения теста является интегральным показателем, суммарно характеризующим:
– особенности нейродинамики;
– оперативную память;
– визуальное мышление;
– личностные установки.
3.2. В результате психодиагностического исследования выявлена средняя точность выполнения теста (0,94), которая, прежде всего, связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик:
– переключение внимания;
– объем внимания;
– оперативная память;
– визуальное мышление;
– личностные особенности (исполнительность, ответственность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность).
Проанализировав результаты психодиагностического исследования, можно говорить, что сформированность волевой саморегуляции, как регулятивного компонента УУД, соответствует среднему уровню.
4. Цель исследования: эмоциональное отношение к учению
Предмет исследования: эмоционально – мотивационная сфера.
Методы исследования: опросник Спилбергера.
В результате исследования выявлено, что у обучающегося сформирован средний уровень мотивации с несколько сниженной познавательной активностью (15 баллов).
5. Цель исследования: выявление уровня самооценки.
Предмет исследования: личностная сфера.
Методы исследования: методика Дембо-Рубинштейн.
В результате исследования выявлено, что у обучающегося сформирована гармоничная самооценка.
Выводы:
– уровень интеллектуального развития не соответствует норме;
– частично сформирована волевая саморегуляция, как регулятивный компонент УУД;
– частично сформирована школьная мотивация;
– сформирована гармоничная самооценка.
Рекомендации:
– тренировать обучающегося в выполнении инструкций, стимулировать познавательную активность;
– формировать математические понятия и операции, тренировать анализ структуры задачи, способствовать усвоению схем заданий, отрабатывать такие звенья задачи, как проверка и контроль полученных результатов;
– способствовать развитию речи, формировать лингвистические понятия, формировать логические операции на языковом материале, изучать структуру предложения и его основных элементов;
– формировать логические операции по установлению сходства и различия;
– развивать математические способности, отрабатывать навыки счета, решать логические задачи, выполнять различные операции с числовыми рядами, подбирать задания, требующие частой смены алгоритмов, стимулируя развитие гибкости и нестандартности мышления;
– отрабатывать логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), проводить упражнения на установление типов логических связей;
– способствовать развитию познавательной активности.
Гулина Светлана Аркадьевна,
педагог-психолог