Проблема психологической готовности ребенка к школе

Аннотация: Что означает психологическая готовность к школе, как ее сформировать родителям и педагогам.

Проблема психологической готовности ребенка к школе

(семинар для педагогов)

школа, книгиПсихологическая готовность детей к школе – понятие далеко не однозначное даже в современной психологии. Чтобы понимать из чего складывается психологическая готовность к школьному обучению, как она формируется и можно ли ее как то развивать у ребенка, в первую очередь мы обратимся к детской психологии, где принято считать, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов или ступеней, на каждой приобретая что то новое для себя. И это новое и является тем итогом развития, благодаря которому ребенок способен перейти на следующий этап.

Так вот поступление в школу – это и есть один из важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – это итог предыдущих 6-7 лет его развития. То есть ребенок готовится к школе с рождения!

То есть психологическая готовность – это итог психического развития ребенка.

Психологически готов к школе тот ребенок, который полноценно и насыщенно прожил свое дошкольное детство. А дошкольное детство – это время играть! Дошкольники играют в самые разнообразные игры – от настольных до сложных сюжетно-ролевых. В таких играх развивается мышление, память, внимание, восприятие, произвольность и т.д. – то есть все те качества, которые составляют важную часть психологической готовности к школе.

Что означает психологическая готовность к школе?

Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Психологическую готовность к школе можно условно представить в такой форме:

ЖЕЛАНИЕ («хочу учиться») + ВОЗМОЖНОСТИ («могу учиться») =ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Вот от этой формулы мы и будем отталкиваться.

– Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника? Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Итак, мы все оцениваем маленького человека с позиции будущего школьника и являясь родителем или педагогом присваиваем и требуем набор как нам кажется важных качеств, которые ДОЛЖНЫ сформироваться для того, чтобы школьник был успешен в учёбе. И часто мы называем, перечисляем набор примерно таких качеств: на слайде представлены качества будущего первоклассника.

Нам, педагогам и родителям важно понимать, что ребенок со сменой статуса не перестает быть маленьким. «Школьник», конечно звучит гордо, но каждый маленький человек должен пройти свой собственный путь к обретению той ответственности и к уровню внутренней дисциплины, что стоят за этим словом.

Мне кажется, любым взрослым, имеющим дело с младшими школьниками, важно понимать и принимать их естественные ограничения:

– недостаточно развитую мелкую моторику, отчего буквы могут получаться не такими красивыми, как у взрослых;

– трудности в проявлении усидчивости, двигательную расторможенность и гиперактивность либо, наоборот, замедленный темп восприятия и некоторое отставание от общего ритма;

– сложности в организации собственного времени и пространства, распределения нагрузки;

– проблемы в быстром усвоении всех школьных правил и в выстраивании гармоничных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.

На преодоление всех этих ограничений требуется время, причем индивидуальное для каждого ребенка.

В 6-7 лет у многих детей игровой интерес еще преобладает над образовательным. Конечно, большинство здоровых детей готовы учиться в этом возрасте, но они значительно эффективнее делают это в игре, поскольку игра всегда интереснее. А интерес – практически единственная мотивация стремления у такого маленького ребенка. Причем интерес не только к тому, что он познает, но и к тому, как его воспринимают окружающие. Для ребенка важно, чтобы оценили его усилия, заинтересованность его успехами, были снисходительны к его ошибкам и неудачам, то есть всего лишь замечали и поддерживали его своим вниманием. Роль педагога в этом вопросе невозможно переоценить.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе.

Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.

Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Первые годы в школе. Что важно?

Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребёнком определённых знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребёнок:

· хотел учиться;

· умел учиться

· был уверен в своих силах;

· чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться

· вера в свои возможности, а для этого нужен успех.

Кроме того, почему некоторым детям сложно учиться, несмотря на то, что они хотят и могут? Почему не всем из первоклассников удается безболезненно влиться в новый школьный коллектив и построить отношения сос сверстниками?

Если мы поразмышляем о школьной жизни, то будем понимать, что она складывается не из одних только школьных уроков.

Школа – это маленький мир, где учебная деятельность тесно переплетена с внеучебным времяпрепровождением – играми на переменах, обедами в школьной столовой, общением с учителем, одноклассниками и другими ребятами.

Чтобы ребенок чувствовал себя здесь комфортно, он должен органично влиться не только в учебную деятельность, но и в общий ритм жизни. Уметь найти общий язык с одноклассниками, принять участие в интересной игре на школьной площадке или организовать собственную игру, обратиться с просьбой к учительнице – все это очень важные навыки, к которым школа также предъявляет высокие требования.

Первоклассник может столкнуться с разными подобными трудностями – зацепили на перемене, отвлекает и задевает сосед по парте, дразнят или обижают в школе, не принимают в общую игру – все подобные ситуации очень осложняют жизнь ученика независимо от того насколько он был умственно готов к школе. И если отношения ребенка со сверстниками или учителем не складывается – это является источников сильных переживаний и стрессов. В итоге негативный опыт переносится на школу и ребенок отказывается посещать школу. Это на самом деле очень серьезная проблема.

Поэтому будущий первоклассник должен уметь не только решать умственные задачи, но и задачи «жизненные» – те, которые будет ставить перед ним повседневная школьная жизнь.

Что для этого нам нужно сделать – родителям и педагогам? – прежде всего, развивать в ребенке здоровую самооценку и элементарные навыки общения и разрешения межличностных конфликтов. Для этого есть немало игр и упражнений а также соблюдение рекомендаций ниже:

1. Взрослым обеспечить ребенку полноценный опыт общения (что он получает в детском саду и на детских площадках).

2. Этого недостаточно, чтобы ребенок просто был общительным и уверенным в себе человечком. Важно, какая психологическая атмосфера царит в семье и как воспитатели общаются в детском саду с ребенком. Если мы демонстрируем доверие ребенку, веру в его силы и оказываем психологическую поддержку в любых ситуациях, он становится более уверенным и открытым для общения с людьми. Если основной метод воспитания в семье – критика и унижение ребенка, намеренное занижение его способностей, дети становятся тревожными и закрытыми от внешнего мира.

Говоря о психологической готовности к школе, специалисты, как правило, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психики: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной. Все психические функции тесно связаны друг с другом, и сложно в реальности представить, что в какой то момент у нас работает только внимание например, или только память.

Поскольку психика человека всегда функционирует как единое целое, недостаточная сформированность отдельных компонентов внутри одной сферы часто вызывает дефект в развитии другой. Например, недостаточное эмоциональное развитие (в силу разных причин) ребенка может привести к трудностям при формировании волевых качеств или мотивации к обучению. Проблемы восприятия окружающего мира могут перерасти в трудности, связанные с эмоциональной или волевой сферой. Поэтому обращаем внимание на всё!

Можно выделить несколько направлений, по которым оценивается готовность ребёнка к школе – личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Если о ребенке взрослый отзывается как о тихом, спокойном, он не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок!»

Внимание, вопрос! Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

Здесь речь идет об интеллектуальной готовности, о готовности в сфере психических процессов – мышления, внимания, памяти и т.д.

Многие родители считают, что именно интеллектуальная подготовка – главная составляющая в подготовке к школе. А ее основа – это обучение детей навыкам письма, счета, чтения.

К сожалению, современная школа предъявляет свои требования сейчас, и среди учителей распространено ошибочное мнение, что уже до начала школьного обучения ребенок должен овладеть общеучебными умениями – научиться читать, писать и считать. Но с точки зрения психологической науки наличие у ребенка этих умений однозначно не свидетельствует о его психологической готовности к школьному обучению, и в то же время само по себе отсутствие этих умений у начинающего школьника не характеризует его как психологически неготового к обучению.

Гораздо более важным и необходимым является наличие у ребенка «психологического фундамента», на котором будут формироваться навыки чтения, письма и счета и без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно. Будет гораздо важнее для будущего первоклассника, если он умеет осуществлять звуковой анализ и синтез; анализировать и копировать образец; понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого; подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности, способность к обобщению, анализу и синтезу.

Таким образом, фундаментом для успешного обучения в школе является нормальный, должный уровень развития психических, познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, мелкой моторики руки. И продуктивнее будет, если при подготовке к школе родители и педагоги будут обращать внимание на развитие именно познавательных процессов.

Систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи речи. Поэтому следует обратить внимание на речь ребенка и в первую очередь:

– правильность произношения звуков

– умение различать звуки на слух

– владение элементарными навыками звукового анализа слова

– словарный запас

– грамматически правильный строй речи

– умение перессказывать тексты

– умение отвечать на вопросы и задавать их.

Участие взрослых – педагогов и родителей в подготовке к школе, в развитии детей можно изобразить такими схемами (на слайде представлена схема ЗБР Л.С. Выготского)

В центре – зона («Сам»), которая включает в себя то, что ребенок может делать самостоятельно. У него есть сильное желание всё делать самому, но не хватает знаний, умений и навыков. Поэтому взрослый помогает, и вокруг первой зоны мы изображаем вторую, более широкую («Вместе с взрослым»). Туда попадает всё, что ребенок и взрослый делают сообща. Например, они вместе выкладывают пазл, или складывают из кубиков картинку, или собирают конструктор. Постепенно взрослый уменьшает свое участие, и ребенок начинает справляться сам – зона «Сам» расширилась. Это схема А.

На второй схеме Б, изображен совсем другой ребенок. Сам он вначале мог делать то же, что и первый, но родители очень мало им занимались, поэтому он получил меньше помощи и поддержки и, как результат, развивался более медленно. (Зона «Сам» у него увеличилась меньше). Вот почему область дел «вместе с родителем» выдающийся психолог Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. И мы должны учитывать и придерживаться его теории.

Участие взрослого в развитии ребенка проходит в самых разных формах.

Родитель (педагог) ОЗАДАЧИВАЕТ ребенка, ставит вопрос: Как ты думаешь?

ВДОХНОВЛЯЕТ его: Давай вместе; Смотри, как интересно!

ПОДДЕРЖИВАЕТ: У тебя уже получается…

УВЛЕКАЕТ, обсуждает с ним факты, дела, поступки.

СЛУЖИТ ПРИМЕРОМ, или просто НАБЛЮДАЕТ, чтобы понять, что нужно ребенку в конкретный момент.

Именно через общение со взрослыми дети постигают общечеловеческие ценности, получают знания из различных областей культуры и науки.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенка заниматься можно заставить силой, но надо помнить, что такие занятия будут производить эффект, прямо противоположный развивающему. Если нам удалось ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ребенка занятием, то такое занятие принесет действительную пользу.

Во время занятий необходимо обращать внимание не столько на ошибки ребенка, сколько на его реальные успехи.

Ребенку следует учиться самостоятельно оценивать свою работу и исправлять ее недостатки. На этих умениях основывается самостоятельная учебная деятельность. Если вместо ребенка взрослый находит ошибки и указывает ему на них, разве будущий школьник научится делать это самостоятельно – анализировать результат работы, контролировать себя и исправлять ошибки? Скорее нет, чем да. Так бывает часто и ребенок, вырастая не может самостоятельно проанализировать и сделать работу над ошибками. Такому человечку понадобится в будущем контроль взрослого в школе на уроках и дома при выполнении домашнего задания, а затем и на работе. Вот такие казалось бы мелочи настолько далеко уходят в жизнь человека.

Как мы можем обсудить работу с ребенком?

– Давай проверим, посмотрим, все ли у тебя получилось? Как ты думаешь?

– Что у тебя не очень получилось? Где ты мог ошибиться?

– Попробуешь исправить?

– А что у тебя очень хорошо получилось? И т.д.

То есть с помощью наводящих вопросов мы подталкиваем ребенка к ориентировочной деятельности – сравнение результата с образцом, анализ выполненной работы, поиск возможных ошибок и их коррекция.

Если ребенок еще не может самостоятельно себя оценить или найти ошибку, взрослый ненавязчиво, уважительно может подсказать ребенку ему: «Мне кажется, здесь у тебя получилось не совсем правильно. Посмотри, как ты думаешь?»

Далее, когда ребенок начинает самостоятельно осуществлять действия самоконтроля и самооценки, наш вклад в это постепенно уменьшается. От наводящих вопросов и подсказок мы переходим к простому напоминанию – проверить свою работу.

Затем наш вклад в том, чтобы в итоге похвалить ребенка за старание, высказать уверенность в том, что он справится сам, то есть продемонстрировать свое доверие к нему и оказать помощь, если о ней попросит.

Наша эмоциональная реакция на ошибку ребенку какая должна быть? – УДИВЛЕНИЕ, а не злость.

Если мы видим, что ребенок имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним узнаем, что у него нет желания идти в школу.

– Будет ли успешным обучение ребенка в школе? Какая здесь основная проблема? Каковы причины? И ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности.

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей новой деятельностью – учёбой. Поэтому педагогам в детском саду и родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.

Маленькие дети, стоящие только на пороге школы как правило должны и хотят учиться, пусть и не все из них ясно понимают что собой представляет учение. Они скорее хотят не учиться, а стать учениками.

Почему для детей так привлекательно быть школьником?

Видимо потому что, поступление в школу ребенок связывает для себя с удовлетворением какой то потребности и желанием. Именно они и являются побудительной силой или мотивом, который побуждает его идти в школу и формирует отношение к ней.

Мотивы:

  • Познавательные
  • Игровые
  • Социальные
  • Позиционный
  • Оценочный
  • Внешний

Дети с разными мотивами поступления в школу весьма по-разному отвечают на вопрос «Ты хочешь пойти в школу?» «И почему?» .Вот некоторые варианты их ответов:

· Да, потому что все дети должны учиться. Это очень важно и нужно. Ребенком в этом случае движет стремление быть взрослым.

· Я хочу пойти в школу, потому что там интересные занятия, чтобы учиться. Ребенком движет познавательный мотив – желание узнать что –то новое, чему то научиться.

· Я хочу в школу, потому что я буду там получать хорошие оценки. Я люблю пятерки. У этого ребенка оценочный мотив, сильное желание получать высокие оценки. Если родители также придают большое значение оценкам, то в итоге формируется учение ради оценок, а не ради новых знаний и умений. Постоянная гонка за оценками делает ребенка тревожным – А если я не справлюсь? А вдруг у меня не получится и мне поставят плохую оценку? – вот о чем постоянно болит голова у таких детей, независимо от его реальных школьных успехов.

· Я пойду в школу, потому что там учится мой брат (друг, сосед), там очень красиво и интересно, там можно кушать в столовой. Такие мотивы являются ложными, они никак не связаны с содержанием обучения. Ребенка может привлекать в школе что угодно, кроме учебы или он может сам толком не осознавать почему хочет идти в школу.

· Потому что мне купят портфель, тетради. Здесь ребенка привлекают в первую очередь школьные аксессуары, являющиеся для него символом некой взрослости. А потом, потеряв интерес к школьным атрибутам и познав все тяготы школьника, он получает негативное отношение к ней.

· Хочу в школу, потому что там весело, есть перемены, много детей. Для такого ребенка, школа – это новая интересная игра, где можно весело провести время.

Каждый из этих детей связывает поступление в школу с удовлетворением важных для себя в данный момент времени потребностей. Бывает и так, что удовлетворив в первые недели посещения школы свои желания, дети теряют к ней всякий интерес.

Диагностика – беседа о школе

· Хочешь ли ты пойти в школу?

· Как ты думаешь, где лучше – в д\с или в школе?

· Если бы тебе предложили выбрать, где бы ты хотел учиться – в д\с, дома или в школе?

· Если бы тебе предложили выбрать, как бы ты хотел, чтобы тебя учили: мама, воспитатель, учитель

· Что тебе больше всего нравится в детском саду?

– играть в разные игры

– заниматься

– То, что много детей в д\с

· Есть две разные школы:

1. – все делают по правилам, ученики слушают учителя, уроки длинные, а перемены короткие.

2. – все делают кто, что хочет, уроки короткие, а перемены – длинные. Какую выберешь?

· Ты просыпаешься утром, мама тебе говорит, что ты еще маленький и предлагает остаться еще на один год в детском саду.

Вместе с этим не все дети стремятся пойти в школу и связывают с этим неприятные ожидания. У них проявляется тревога только при одной мысли, что скоро в школу и негативно отзываются о ней.

По большей части такие страхи детей необоснованные, внушенные самими же родителями, воспитателями или более старшими детьми. На вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу» эти дети отвечают: «Не очень, там трудные занятия» или «Нет, не хочу в школу – там только целый день писать и писать, а можно двойку получить».

Вот такой пессимизм навязывается опытом выполнения бесконечных заданий дома и в детском саду или тревогой родителей по поводу предстоящего поступления ребенка в школу. Другой причиной может быть запугивание взрослыми предстоящей школой – «Вот пойдешь в школу – там тебя научат, как себя вести, как слушаться…», «В школе тебе уже никто не поможет..», «Там за тебя никто ничего делать не будет…» или какие-то неправильные представления ребенка о школе. И в результате он ассоциирует школу с неприятными для себя переживаниями.

Поэтому в плане желания учиться в школе, мотивационно-потребностной сферы, психологически готовым к школе можно считать тех детей, у которых вместе с любым из перечисленных мотивов есть еще и потребность получать новые знания, ему интересно в школе, ему это важно и нужно. Вот тогда он уже психологически – школьник, у него сформирована новая позиция. Есть дети, которые уже ходят в школу, но внутренне, психологически они еще дошкольники, то есть не готовы.

Также мы же сами формируем неправильное отношение к оценке. Дома, в садике, играя захваливаем, ставим пятерки и четверки, а в школе может быть противоположная ситуация, оценки не всегда хорошие – отсюда разочарование в учебе. То есть важно дать ребенку правильную установку на оценки – он сам должен учиться оценивать на сколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.

От взрослых требуется – объективно оценивать результаты деятельности, выяснить что сам ребенок думает по поводу своей работы, как сам ее оценивает, что у него не получилось и почему. Мы должны выражать уверенность в предстоящем обучении, что он добьется хорошего результата.

Для многих детей оценка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависисмости от мнения окружающих, от внешней оценки. Важно, чтобы ребенок понимал, что иногда что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. При выполнении задания в саду или дома можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?».

Говоря о мотивационной готовности ребёнка к школе речь идёт о побуждении к учебе. Это означает, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо», – раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А если сын при этом неважно учится, папа недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?»

Родителям надо включить ребенка в осмысленную деятельность, в процесс которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Нам хочется выделить особо: «сам обнаружить…» Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно – крайне важно в умственном воспитании первоклассника.

Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу.

Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления в школу.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важных задач педагогического коллектива.

Работу необходимо направить на решение 3 задач:

1. формирование правильных представлений о школе и учении.

2. формирование правильного положительного эмоционального отношения к школе.

3. формирование опыта учебной деятельности.

Какую работу необходимо проводить?

Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов о школе, рисование школы. Важно показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика. Подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое до конца, учить сравнивать свои работы с образцом и видеть свои ошибки, адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется также в семейном воспитании (работа с родителями).

У себя в группах вы можете провести проективную диагностику, которая покажет отношение ребенка к школе, желание учиться в школе.

Рисунок школы (демонстрируются рисунки и их интерпретация)

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

  1. цветовая гамма
  2. линия и характер рисунка
  3. сюжет рисунка

Мы можем говорить, что у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем, если наблюдаем в рисунке преобладание ярких, чистых, светлых тонов и их сочетаний (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.).

– объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

– симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

И мы можем судить по рисунку, что у ребенка явно выраженный страх перед школой, что приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками, если

– рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

– объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

– ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.

Когда у ребенка есть лишь некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, то нам необходимо расширять круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. В рисунках этих детей мы наблюдаем одинаково обе характеристики – видим и положительное, и отрицательное. То есть ребенок находится как бы посередине.

Если мы говорим о ребенке как о довольно развитом. К моменту поступления в школу он может читать, знает много стихов. И в школу он пошел с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертится на уроках, не слушает объяснения учителя.

– Что послужило причиной неуспеха в школе?

Здесь мы говорим еще об одном компоненте психологической готовности к школе – эмоционально-волевая готовность.

Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные моменты». Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.

В 6 лет у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения. Это выражается в следующих умениях: поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить намеченный план, проявить усилие в случае возникновения препятствий, оценить результат своего действия.

Педагоги в свою очередь главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

– не бояться трудностей

– стремление преодолевать их

– не отказываться от намеченной цели

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется всё же акцентировать внимание на таком рисунке. (слайд 10)

Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а его желание учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя.

Корень – это основа успешности будущего ученика – цветка. Чтобы цветок зацвел – ученик был успешен в учебе – ему нужны мощный стебель и сочные листья, т.е. стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких.

И именно через общение со взрослыми дети развиваются. Это и есть «удобрение почвы», поливание цветка, это и есть свет.

Дуденкова Елена Александровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.