Синдромы поражения теменных отделов головного мозга во взрослом и детском возрасте

Cиндромы поражения теменных отделов головного мозга во взрослом и детском возрасте.

Теменная доля (лат. Lobus parietalis) — образование в коре большого мозга (Cortex cerebri). Спереди ограничена центральной бороздой, сзади — теменно-затылочной бороздой (sulcus parietooccipitalis) и линией, которая проводится от конца теменно-затылочной борозды к концу верхней височной борозды (sulcus temporalis superior).

синдромы поражения теменных отделов головного мозга

Функции теменной доли мозга

  • Теменная доля играет важную роль в анализе пространства.

Поражения теменной доли мозга

1. Апраксия теменного типа (пространственная апраксия).

Сущность дефекта заключается в том, что нарушается пространственный компонент действия.

2. Семантическая афазия — для выявления заболевания больному задают вопросы типа: «картина на стене или стена на картине?», «стол под стулом или стул под столом?» и т. д.

Более сложные вопросы касаются отношений между людьми. Например: «кто старше — мамина дочка или дочкина мама?». Больные либо затрудняются дать правильный ответ, либо говорят, что это одно и тоже.

3. Акалькулия (акалькуляция) — расстройство счёта.

Счёт в уме представляет собой символическую операцию. Она производится в левом полушарии мозга в области затылочно-теменного стыка.

4. Алексия — расстройство чтения.

Возникает из-за поражения затылочно-теменного стыка.

теменная доля

Теменные доли мозга по функциональной роли делятся на три зоны:

  1. верхняя;
  2. нижняя теменные области;
  3. височно-теменно-затылочная подобласть.

Верхняя и нижняя теменные области граничат с постцентральной зоной (общая чувствительность), т.е. корковым центром кожно-кинестетического анализатора.

При этом нижняя теменная область примыкает к региону представительства экстра- и интероцепторов рук, лица и речевых артикуляторных органов.

Височно-теменно-затылочная подобласть — это переход между кинестетической, слуховой и зрительной зонами коры (зона ТРО, задняя группа третичных полей). Кроме интеграции этих модальностей здесь обеспечивается сложный синтез в предметных и речевых видах деятельности человека (анализ и синтез пространственных и «квазипространственных» параметров объектов).

а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов (ССАС)

Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменной областей, в основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение фактора синтеза кожно-кинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов.

1. Нижнетеменной синдром нарушения ССАС возникает при поражении постцентральных средненижних вторичных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата.

Симптомы:

  • астереогнозис (нарушено опознание предметов на ощупь),
  • «тактильная агнозия текстуры объекта» (более грубая форма астерегнозиса),
  • «пальцевая агнозия» (неспособность опознать собственные пальцы с закрытыми глазами),
  • «тактильная алексия» (неспособность опознания цифр и букв, «написанных» на коже).
  • Возможны речевые дефекты в виде афферентной моторной афазии, проявляющейся в трудностях артикуляции отдельных речевых звуков и слов в целом, в смешении близких артикулом.
  • Возможны другие сложные двигательные расстройства произвольных движений и действий по типу кинестетической апраксии и оральной апраксии.

2. Верхнетеменной синдром нарушения ССАС проявляется расстройствами гнозиса тела, т.е. нарушениями «схемы тела» («соматоагнозия»).

Чаще больной плохо ориентируется в левой половине тела («гемисоматоагнозия»), что обычно наблюдается при поражении теменной области правого полушария.

Иногда у больного возникают ложные соматические образы (соматические обманы, «соматопарагнозия») — ощущения «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела.

При правосторонних поражениях собственные дефекты часто не воспринимаются — «анозогнозия».

Помимо гностических дефектов в синдромы ССАС при поражении теменной области входят модально-специфические нарушения памяти и внимания.

Нарушения тактильной памяти выявляются при запоминании и последующем узнавании тактильного образца.

Симптомы тактильного невнимания проявляются игнорированием одного (чаще слева) из двух одновременных прикосновений.

Модально-специфические дефекты (гностические, мнестические) составляют первичные симптомы поражения теменных постцентральных областей коры; а моторные (речевые, мануальные) нарушения можно рассматривать как вторичные проявления этих дефектов в моторной сфере.

б) Синдром нарушения пространственных синтезов

Известен также как “синдром ТРО” — синдром поражения третичных височно-теменно-затылочных отделов коры, которые обеспечивают симультанный (одновременный) анализ и синтез на более высоком надмодальностном уровне («квазипространственном» по Лурия).

 

В чем проявляется поражение зоны ТРО

Поражение зоны ТРО проявляется в нарушениях ориентировки во внешнем пространстве (особенно справа — слева), дефектах пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий (конструктивная апраксия).

В зрительно-конструктивной деятельности наблюдаются латеральные различия, которые легко обнаружить в пробах на рисование (или копирование) различных объектов.

Существенные различия имеют место при рисовании (копировании) реальных объектов (домик, стол, человек) и схематических изображений (куб или другие геометрические построения).

При этом важно оценивать не только конечный результат выполнения зрительно-конструктивной задачи, но и динамические характеристики самого процесса выполнения.

В процессе рисования (копирования) больные с поражением зоны ТРО правого полушария мозга выполняют рисунок, изображая сначала его отдельные части, и лишь затем доводят до целого.

При левополушарных очагах зрительно-конструктивная деятельность разворачивается в противоположном направлении: от целого к деталям. При этом для больных с поражением правого полушария характерна тенденция к рисованию реалистических частей рисунка (волосы, воротничок у человека, перекладины у стола, занавески, крылечко у дома и т.п.), а для левополушарных больных — к рисованию схематических изображений.

При правополушарных очагах зрительно-конструктивная деятельность страдает более глубоко, о чем свидетельствует нарушение целостности копируемого или самостоятельно изображаемого рисунка. Нередко детали выносятся за пределы контура, «прикладываются» к нему в случайных местах. Достаточно часто наблюдаются такие структурные ошибки, как незамкнутость фигуры, нарушение симметрии, пропорций, соотношения части и целого. Наличие образца не только не помогает больным с поражением правого полушария (в отличие от левополушарных), но нередко затрудняет и даже дезорганизует зрительно-конструктивную деятельность.

Кроме перечисленных симптомов при поражении зоны ТРО появляются симптомы:

  • аграфии,
  • зеркального копирования,
  • акалькулии,
  • пальцевой агнозии,
  • речевые расстройства («семантическая афазия», «амнестическая афазия»).

Отмечаются нарушения логических операций и других интеллектуальных процессов. Для больных характерны затруднения в оперировании логическими отношениями, требующими для своего понимания соотнесения входящих в них элементов в некотором условном, не наглядном пространстве (квазипространстве).

К последним относятся специфические грамматические построения, смысл которых определяется окончаниями слов (брат отца, отец брата), способами их расстановки (платье задело весло, весло задело платье), предлогами, отражающими разворот событий во времени (лето перед весной, весна перед летом), несовпадением реального хода событий и порядка слов в предложении (я позавтракал после того, как прочел газету) и т.д.

Интеллектуальные расстройства проявляются нарушениями наглядно-образных мыслительных процессов (типа мысленного манипулирования объемными объектами или задач на «техническое» мышление). Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве технического механизма.

К основным проявлениям также относятся и нарушения, связанные с операциями с числами (арифметические задачи).

Понимание числа связано с жесткой пространственной сеткой размещения разрядов единиц, десятков, сотен (104 и 1004; 17 и 71), операции с числами (счет) возможны только при удержании в памяти схемы числа и «вектора» производимой операции (сложение — вычитание; умножение — деление).

Решение арифметических задач требует понимания условий, содержащих в себе логические сравнительные конструкции (больше – меньше на столько-то, во столько раз и т.д.).

Все перечисленные нарушения особенно отчетливы при левосторонних очагах поражения (у правшей).

При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии; несколько иными становятся нарушения счета и наглядно-образного мышления.

Cиндромы поражения теменных отделов головного мозга у детей

Выраженность стертости и атипичности клинических проявлений локальных поражений головного мозга детей зависят от места повреждения.

При корковых и левополушарных очагах (у праворуких) она больше, а при подкорковых и правополушарных — существенно слабее. В последних случаях клиническая картина близка той, которая наблюдается у взрослых.

При некоторых локализациях поражений головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект.

При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).

Степень атипичности синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий.

В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной.

Во втором — наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария.

Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов.

Последние по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых.

При поражении зоны TPO у ребенка нарушается симультанный и пространственный анализ и синтез. Наблюдаются симптомы нарушения ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв.

В интеллектуальной сфере – первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа, наблюдается нарушение наглядно-образного мышления, такие дети не могут прочесть карту или схему.

При поражении теменной доли в доминантном полушарии развиваются нарушения способности счета — акалькулия и чтения – алексия или дислексия, имеют место нарушения ориентировки в объективном пространстве. Больные забывают знакомые маршруты движения, не могут правильно ориентироваться в собственной квартире, не могут найти свою палату в помещении больницы.

Следует различать верхнетеменные и нижнетеменные синдромы.

Верхнетеменной синдром связан с проприоцепцией и симультанным синтезом. При нарушении возникает соматоагнозия. Человек не может сориентироваться с положениями частей тела.

Соматопарагнозия – соматический обман (например: кажется, что руки до пола).

Нижнетеменной синдром – связан с отдельными участками тела: артикуляционный аппарат и руки. Возникает тактильная агнозия, кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо).

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.