Бесконфликтное общение – что это такое. Определение места агрессии и конфликта в жизни человека и общества.
Тема: «Бесконфликтное общение»
Цель: определение места агрессии и конфликта в жизни человека и общества.
Приветствие. Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что…».
Притча
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
Обсуждение вопроса: Как вы понимаете слова Омара Хайяма?
Упражнение 1. «Что такое конфликт?»
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Столкновение взглядов, интересов, предпочтений, мнений и т.д.
Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:
- Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?
- Кто успел помириться?
- Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?
- Кто попросил прощения?
- Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?
- Кто конфликтует по несколько раз в день?
- Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?
Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями.
Притча «Про слона».
Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» Каждый настаивал на своем, и никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.
Как вы думаете, что является причиной конфликта в данной истории?
Причины возникновения конфликтов.
При фиксировании причины, просьба, поднять руки тем, у кого эта причина когда-либо спровоцировала ссору или конфликт.
Упражнение 2 «Инсценированный конфликт»
Разыгрывается ссора двух друзей, ситуации дети предлагают сами.
Обсуждение вопроса: почему произошел данный конфликт. Как его разрешить?
Упражнение 3 «Что такое агрессия?»
Вопрос к аудитории: Что такое «Агрессия»?
Выслушиваются ответы 4-5 человек, затем дается определение агрессии. Существует несколько определений «агрессии»:
1) По-латински «агрессия» означает «нападаю». Под этим словом понимается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
2) Агрессия – это эмоция, которая выполняет функции адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.
Вопрос к аудитории: «Агрессия – это положительное или отрицательное качество?».
В современной психологической науке выделяется два типа агрессии:
- Ситуативная, которая считается в пределах нормы,
- Надситуативная, то есть отрицательная, выходящая за пределы нормы.
Надситуативная агрессия часто проявляется привычной формой поведения, в то время как ситуативная агрессия проявляется лишь как ответная реакция на определенную ситуацию.
Рассмотреть примеры агрессий животных, представлены на картинках: собака, защищающая своих щенков и агрессия кошки при виде чужих.
Вопрос к аудитории: «Агрессивность – качество, присущее всем или нет?». Выслушиваются ответы 4–5 человек.
Упражнение 4 «Несуществующее животное»
Мини-игра: придумать и нарисовать несуществующее животное.
Каждый ученик рисует своего животного. После чего обратить внимание на такие элементы: как рога, острые зубы и когти, яркие линии, сильную штриховку, множество острых углов, длинные передние конечности. Все они являются показателем степени агрессивности, присущей данному человеку. Некоторые работы, по желанию учащихся, можно показать классу.
Всем людям в той или иной форме присуще агрессивное поведение, и многие воспринимают агрессию как достойный способ отношении с другими людьми. Подростки либо не осознают некоторые формы агрессии в отношениях с другими людьми, либо, в силу требований взрослых и норм воспитания, подавляют ее в себе.
Поэтому важно, во-первых, научиться распознавать и регулировать некоторые формы своего поведения, а во-вторых, разряжать подавленную агрессию в приемлемых формах.
Агрессия присуща всем людям без исключения, так как она есть результат гормональных реакций организма и естественная защитная реакция. Поэтому проявлять агрессию очень легко, а преодолевать и заменять ее другими формами поведения гораздо сложнее. Следует понимать, что словесная агрессия возможна как в интенсивно выраженных формах (ругань, оскорбления, унижение), так и в менее интенсивных, но столь же обидных: обзывания, «подначки», упреки и др.
Ритуал прощания. «Я рад был общаться с тобой».
Литвякова Марина Владимировна,
воспитатель