Как родители относятся к спорту ребенка и чем руководствуются при выборе

Аннотация: Какой спорт выбрать для ребенка – в статье раскрываются психологические аспекты выбора родителями спортивного направления для ребенка, освещаются особенности отношения родителей к занятиям юных спортсменов в рамках спортивной деятельности. В работе представлен перечень рекомендаций по эффективной организации спортивной практики юного спортсмена.

Ключевые слова: психология спорта, спортивная деятельность, спортивное совершенствование, спортивная карьера, родительское отношение, выбор родителей.

Как родители относятся к спорту ребенка и чем руководствуются при выборе

Здоровье, гимнастика, детиВ современных реалиях научное сообщество психологии спорта рассматривает подготовку юных спортсменов как основополагающих фактор эффективного воспитания спортсменов высокого уровня [1, c.224-225]. Вследствие этого многие авторы, такие как А.П. Нечаев, В.А. Родионов, Г.Б. Горская, Э.З. Феодорова, В.И. Чирков, проводят глубинный анализ психологических предпосылок приобщения будущих спортсменов к спортивной культуре и спортивному совершенствованию.

Исследования феномена деятельности юных спортсменов демонстрируют, что главным фактором влияния в данной сфере выступает типичная система отношений «тренер – спортсмен – родители». На сегодняшний день в рамках представленного треугольника взаимоотношений выделяются четыре типа отношения родителей к спортивной деятельности ребенка: позитивное, негативное, компенсирующее и безразличное [2, c.57].

Позитивное отношение предполагает полную вовлеченность родителей в деятельность ребенка, родители создают в домашних условиях ситуацию успеха для юного спортсмена. В спортивном треугольнике отношений царит гармония, родители принимают цели и задачи, поставленные тренером, и совместными усилиями добиваются их.

Негативное отношение родителей зачастую характеризуется явным проявлением недооценки роли спортивных занятий для ребенка, что приводит к формированию у юного спортсмена чувства вины, к снижению активизации мотивационного компонента деятельности, к боязни перед наказанием. Данный вид отношения может привести к печальному исходу – окончанию спортивного пути ребенка.

Компенсирующее отношение родителей проявляется в пренебрежении правом юного спортсмена на приобретение опыта собственных «взлетов и падений». Такая социальная ситуация ориентирует ребенка на успех «здесь – сейчас – теперь», что определяет корреляционную связь между поддержкой родителей и достижениями, результатами начинающих спортсменов.

Безразличное отношение родителей к спорту ребенка отличается недооценкой с важности поддержки для юного спортсмена. В результате между родителями и ребенком образуется эмоциональная дистанция, которая может привести к депривации спортсмена, его неуверенности в себе, в своих действиях и поступках.

Безусловно, отношение родителей к спорту ребенка главным образом влияет на успешность адаптационного периода спортивной карьеры юного спортсмена. Позитивное отношение – залог благоприятного выхода ребенком из кризиса спортивной социализации и эффективный путь достижения прогресса и успеха юным спортсменом.

Помимо правильного, корректного отношения к спортивной деятельности ребенка, необходимо верно, с учетом особенностей начинающего спортсмена в аспектах физическом и психологическом[4, c.103-105].

Чем руководствуются родители при выборе спорта для ребенка

Исследования последних лет, проводимые среди родителей юных спортсменов разных возрастов на предмет того, чем они руководствовались в процессе выбора спорта для ребенка, выявило следующие тенденции [3, c.41-42]:

1. Большинство родителей выбирают спортивное направление, основываясь на желании ребенка без учета его физических данных и психологических особенностей.

2. Многие родители выбирают спортивные секции по принципу «близко к дому», «недорого» или «выбрали этот спорт, потому что знакомая семья отдали туда же».

3. Родители выбирают спорт, основываясь на гендерных особенностях детей, например: «Мальчик должен заниматься хоккеем, ведь он мужчина».

4. Редко родители выбирают спорт для ребенка и с учетом его желаний, и с учетом его физических, психологических особенностей.

5. Выбирают спорт, не учитывая желания ребенка, при этом требуя от него высоких достижений («ты должен стать как Рафаэль Надаль»). Данный случай может быть трактован как реализация несбывшейся мечты через ребенка.

Анализ исследований в области психологии спорта позволил выявить актуальные установки родителей относительно спортивной активности ребенка.

Перечень рекомендаций, который позволит родителям выбрать спорт

На основании этого мы предлагаем перечень рекомендаций, который позволит родителям выбрать спорт в соответствии с принципами психологии спорта, физического развития детей и возрастной психологии.

1. Создайте для ребенка «ситуацию успеха». Это позволит развить в юном спортсмене уверенность в себе и своих силах.

2. При выборе спорта учитывайте физические и психологические особенности ребенка. Необходим осмотр у квалифицированных специалистов в области детского здоровья, а также консультация спортивного психолога.

3. Предоставьте ребенку право выбора спортивного направления, учитывайте желания и потребности ребенка.

4. Не требуйте от ребенка высоких достижений в кратчайшие сроки, так как это формирует у ребенка страх перед неудачами и «синдром отличника».

5. Отдавайте ребенка в спортивные объединения, которые удовлетворяют нормам безопасности, а тренер является профессионалом своего дела.

Так, правильный выбор спортивной деятельности ребенка и позитивное отношение к спорту ребенка со стороны родителей – неотъемлемые компоненты успешности юного спортсмена. Учет представленных рекомендаций родителями подрастающего спортсмена предоставит возможности для эффективной организации его спортивных занятий.

Список литературы:

1. Knight C., Holt N. Creating the optimal psychosocial environment for youth sport: the role of parents // Proceeding of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal. 2011. pp. 224 – 225.

2. Горская Г.Б. Теория психического развития Д. Б. Эльконина как основание прогнозирования эффектов ранней профессионализации детей в спорте // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. – 2008. – № 4. – С. 56-63.

3. Феодорова Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста / Э. З. Феодорова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2014. – № 1. – С. 40-45.

4. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация саморегуляции // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 102-109.

Шаргоева Евдокия Александровна,
практикующий психолог,
спортивный психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.