Конспект коррекционно-развивающего занятия в работе с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении

Хотела бы поделиться с коллегами, как проходят занятия по нейрокоррекции у нас в ОГКУСО
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Шелехова». Мы соединили два метода: метод сказкотерапии и нейрокоррекцию.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в работе с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении

детиВозрастная группа: 5- 8 лет

Цель: Стимулировать развитие мозга и функций ЦНС через двигательную активность и координацию; развить когнитивные функции; снятие напряжения и агрессии, создание положительных эмоций.

Сказкотерапия + Нейрокоррекционный подход в работе с детьми имеющими трудности в обучении и поведении.

Гневный пескарик

Цель: снижение уровня агрессии.

Задачи: на примере сказочных персонажей научиться различать и понимать характер эмоциональных состояний; дифференцировать поступки сказочных персонажей; вызвать стремление совершать добрые поступки; снять негативные эмоции и напряжение; развивать межполушарные связи, мышление, память, внимание, речь и мелкую моторику.

1. Ритуал начала занятия

Комплименты.

Сидящие в кругу дети все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, похвалить его.

2. Знакомство со сказочными персонажами

Педагог: В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапках. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он причиняет боль и неприятности другим.

Вот такой случай произошел с одной рыбкой – с золотым пескариком. Чтобы узнать эту историю, нам надо удобно расположиться, закрыть глазки.

3. Погружение в сказку

Педагог: Глубоко вздохнули, выдохнули, когда вы откроете глазки, то будете уже не детками в школе, а превратитесь в маленьких золотых рыбок, которые живут в подводном царстве.

Сказка начинается…

В некотором морском царстве, золотом государстве жили, не тужили золотые рыбки. Они очень любили свое ласковое теплое море. Просыпаясь от нежного прикосновения первых лучей солнца, рыбки открывали глазки. Сначала они делали зарядку для глаз.

Нейрокоррекция

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Глазодвигательное упражнение.

Исходное положение — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях.

Педагог: Затем – зарядку для плавников (нейрокоррекция).

Цели упражнений, описанных ниже, – развитие межполушарного взаимодействия, развитие концентрации внимания и двигательного контроля, развитие мелкой моторики.

Исходное положение — сидя на полу.

• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

• «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами «кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Педагог: Золотые рыбки целый день резвились и веселились. Они очень любили играть в «морские волны».

Игра «Морские волны»

Цель – снятие напряжения, создание положительных эмоций.

Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Дети сидят в кругу.

Педагог: Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны.

Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце.

Попробуем «прошуршать», как волны, когда они накатывают на берег, на камушки.

Попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «мы тебя любим, мы любим тебя».

Затем дети по очереди «купаются в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» подбегают к нему и поглаживая его, тихонько проговаривают слова: «мы любим тебя, мы любим тебя».

Педагог: И все было бы замечательно, но среди рыбок был один золотой пескарик, который пустил в себя дракона по имени «гнев». Этот гневный дракон сделал пескарика злым, задиристым. Он вообще любил воображать себя злой зубастой акулой. Гневному пескарику не нравились игры, в которые играли все рыбки. Он любил свою игру.

Игра «Злая акула»

Цель – снятие общей агрессии.

Дети встают в круг. Один ребенок входит в центр круга и по сигналу ведущего превращается в злющую-презлющую акулу: рычит, скалится и повторяет слова:

Я страшная акула,
Я гневная акула,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.

Дети, стоящие вокруг, хором проговаривают: «Сильнее злись, злись…», – ребенок изображающий акулу делает все более и более «злые» движения.

Золотым рыбкам хоть и не нравилась эта игра, но они играли в нее с гневным пескариком, потому что любили его и старались ему угодить.

После игры рыбки хотели обучить пескарика улыбаться, радоваться, дружить и пропели ему песенку В. Шаинского «Улыбка»:

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!

Припев:

И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Педагог: Солнце поднялось высоко-высоко, и рыбки придумали новую игру. Они решили превратиться в деревья.

Игра: «Дождь в лесу».

Цели – релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг друг за другом – они превращаются в деревья в лесу.

Педагог: В лесу светило солнышко. И все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются, напрягая мышцы ног).

Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарища).

Но вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Педагог: После такой игры гневный пескарик разозлился еще больше на всех за то, что они его жалеют, гладят, сочувствуют ему. И вот он устремился от всех прочь.

Он чувствовал себя сильной зубастой акулой, пескарик так плыл, плыл и так сильно разогнался, что не заметил берега, в один момент волна его подбросила и выбросила на берег.

О,  ужас… пескарик лежал на берегу и чувствовал себя самым несчастным на свете.

– Но почему?!!!

– Почему со мной всегда что-то случается, почему я такой несчастный, даже море против меня?

– Почему мне так не везет? Он изо всех сил бил хвостиком по песку.

Волны были совсем близко, но никак не доставали до пескарика. Солнце безжалостно палило бедную рыбку.

Пескарик медленно угасал, но друзья увидели, что товарищ в беде, и все дружно навалились на волну, и в одно мгновение пескарик оказался в море.

Рисование «Рыбка в море»

Педагог: Все стали радоваться совместной победе. Но больше всех радовался пескарик, он радовался своему спасению, а еще он был сильно рад тому, что дракон гнева остался там на берегу. Пескарик чувствовал себя самым добрым и ласковым.

Педагог: Наступил вечер. Вода от солнца очень прогрелась. Она была теплой, ласковой. Рыбки, качаясь на волнах, поплыли медленно вглубь, укладываться спать; легкий ветерок дул на море, отчего образовывались легкие укачивающие волны. Море было теплым ласковым, рыбкам было тепло и спокойно.

Рыбки остались в своем золотом государстве, а мы с вами ребята вернемся в школе.

Раз, два, три – мы назад пришли.

Таким образом, возможности использования сказки в работе школьного психолога с детьми и подростками довольно велики, да и методы разнообразны.

Сказки помогают создать на занятиях атмосферу волшебства и доверия, способствуют личностному росту и развитию учащихся, помогают разрешить проблемные ситуации.

Разработала:
педагог-психолог в ОГКУСО
«Центр помощи детям, оставшимся
без попечения родителей, г.Шелехова»
Вацык Анна Валерьевна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.