Диагностическая и развивающая методика “Подбери костюм мишке”

Один из эффективных способов изучения комбинаторных способностей ребенка дошкольного возраста – методическая разработка “Подбери костюм мишке”. Она была создана на основе упражнений, разработанных Александром Николаевичем Поддьяковым.

Диагностическая и развивающая методика “Подбери костюм мишке”

Комбинаторное мышление – важная способность современного человека. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, требующими разработки различных путей решения проблемы. Чтобы выбрать верный путь, мы должны уметь верно анализировать ситуацию, видеть каждый из вариантов, не упустить ни одну деталь, смоделировать исход всех возможных действий.

Комбинаторные способности закладываются в детстве. В школьную программу обязательно включаются элементы комбинаторики. На уроках математики детей обучают находить несколько путей решения задач.

Но начинать формировать такое мышление нужно намного раньше – с детского сада. Именно в 3-6 лет активно развиваются отделы мозга, отвечающие за способность человека комбинировать и разрабатывать различные варианты действий. Элементарные зачатки комбинаторики проявляются у ребенка еще раньше – после 1,5 года. Он уже умеет манипулировать с объектами по-разному. В этот момент родители и педагоги должны отметить эту способность и приложить все усилия, чтобы она развивалась.

У воспитателей в детских садах, работающих с дошкольниками, часто возникает нехватка методических пособий и диагностических методик для проведения исследований и измерения показателей раннего возраста. Такая ситуация складывается на фоне недостаточной изученности проблемы. Было проведено мало теоретических, практических и диагностических исследований комбинаторики и особенностей ее формирования.

Один из эффективных способов изучения комбинаторных способностей ребенка дошкольного возраста – методическая разработка “Подбери костюм мишке”. Она была создана на основе упражнений, разработанных Александром Николаевичем Поддьяковым.

Российский психолог провел собственное диагностическое исследование комбинаторных способностей и дал им определение. Он считает, что это такие способности, которые позволяют человеку комбинировать элементы проблемы, формировать различные их сочетания с собственными знаниями.

Уникальность методики заключается в том, что с помощью нее можно одновременно исследовать комбинаторное мышление у детей дошкольного возраста и развивать его.

Цель методической разработки “Подбери костюм мишке”: определение комбинаторного мышления у детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня развития комбинаторных способностей у дошкольников.

Инструкция: в ходе диагностического исследования ребенку предлагается выполнить серию задач, сложность которых постепенно возрастает. Перед испытуемым раскладывается ряд карточек с изображениями 12 медведей и одежда для них (кепки, штанишки, футболки).

htmlimage

 

Каждый элемент одежды представлен в 5 различных цветах:

· зеленый;

· красный;

· желтый;

· фиолетовый;

· синий.

Задача ребенка – одеть каждого мишку по-своему, чтобы его наряд не был похож на другие. Используются следующие условные обозначения:

КФ – красная футболка СФ –синяя футболка ЗФ – зеленая футболка ФФ – фиолетовая футболка ЖФ – желтая футболка СШ – синие штаны ЖШ – желтые штаны ФШ – фиолетовые штаны ЗШ – зеленые штаны КШ – красные штаны ЖК – желтая кепка СК – красная кепка ЗК – зеленая кепка ФК – фиолетовая кепка СК – синяя кепка.

Исследование проводится в несколько серий:

1. Предлагается одеть 4 медведей. Дается 2 футболки, 2 штанишек (2х2).

2. Нужно подобрать костюм 6 медведям из 3 футболки и 2 штанишек (3х2).

3. Дается 9 медведей, 3 футболки, 3 штанишек (3х3).

4. Выкладывается 12 карточек с медведями, 2 футболки, 2 штанишек, 3 кепки (2х2х3).

За каждого правильно одетого мишку ребенок получает 1 балл.

Результаты проведенного исследования показывают уровень сформированности комбинаторного мышления. Его определяют следующие факторы:

· понимание формулировки инструкции и точность следования поставленным задачам;

· принятие сформулированных заданий и готовность к их исполнению;

· нацеленность на результат, стремление выполнить упражнение как можно лучше;

· полученный результат, правильность выполнения инструкций;

· поведение ребенка после выявления ошибок, стремление исправить свои недочеты;

· самостоятельность при выполнении поставленных задач;

· скорость следования инструкции;

· стабильность эмоционального фона на протяжении всех серий выполнения упражнений, уравновешенность, способность не отвлекаться на посторонние предметы.

В результате проведенного исследования выделяются 3 уровня развития комбинаторного мышления у дошкольников:

1. Низкий (0-7 баллов), для которого характерны следующие проявления:

  • ребенку требуется несколько повторений инструкции для ее понимания (иногда даже этого недостаточно для полного осознавания того, что нужно делать);
  • неспособность обнаружить собственные ошибки и исправить их;
  • недостаточно высокая мотивированность на результат, ребенок не очень старается выполнить задания как можно лучше, может отвлекаться;
  • медленное выполнение установленных инструкций;
  • недостаточный уровень самостоятельности, при выполнении упражнений;
  • нестабильность эмоционального фона;
  • допускается отказ от выполнения задания, отвлечение на другие предметы (особенно в ходе 3-4 серии упражнений).

2. Средний (8-21 балл), который выражается следующими проявлениями:

  • пониманием инструкции после повторения задания;
  • необходимость в помощи посторонних, при выполнении упражнений;
  • допущение нескольких ошибок в процессе выполнения задач, их самостоятельно обнаружение и попытки исправиться;
  • мотивация к верному следованию инструкции, стремление выполнить задание как можно лучше;
  • стабильная скорость выполнения упражнений, которая остается примерно на одном и том же уровне в течение серии задач;
  • уравновешенность и стабильность эмоционального состояния.

3. Высокий (22-31 балл), характеризующийся:

  • полным пониманием поставленной задачи;
  • видением всех путей выполнения инструкции;
  • допущением максимум 1 ошибки, которую испытуемый самостоятельно обнаружил и исправил;
  • мотивированность на правильность выполнения задания, стремление следовать инструкции как можно точнее;
  • отсутствие необходимости в помощи взрослого;
  • возрастание скорости исполнения задачи с каждой серией упражнений;
  • стабильное эмоциональное состояние в процессе всего исполнения заданий, уравновешенность ребенка.

Данная методическая разработка была опробирована на детях дошкольного возраста, которые являются воспитанниками детского сада. Исследование проводилось на протяжении 2 лет. В качестве испытуемых выбирались дети старших групп возрастом 6-7 лет.

Эксперимент выстраивался поэтапно:

1. В начале учебного года.

2. Зимой.

3. В конце учебного года.

Тестирование детей проходило на индивидуальных встречах. Для его реализации потребовалось немало временных затрат. Несмотря на это, было доказано, что эффективность диагностической методики – на высоком уровне. Достоверность полученных результатов сомнений не вызывает.

Помимо этого, диагностику было легко было проводить на детях. Испытуемым нравилась игровая форма занятий, что побуждало их к выполнению заданий. Им было интересно.

По мнению группы исследователей, методическая разработка “Подбери костюм мишке” – эффективное средство для измерения уровня развития комбинаторного мышления у детей

дошкольного возраста. Она рекомендована психологами для проведения в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Медведева Татьяна Анатольевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.