Повышение коммуникативных компетенций педагога – мастер-класс

Повышение коммуникативных компетенций педагога

Цель: отработка на практике методов и способов взаимодействия педагога с родителями. Время 45–60 мин. Количество участников: любое.   

Вступление

Уважаемые гости! Мне очень приятно, что вы нашли время придти на это мероприятие. Я хочу что бы этот час мы с вами провели с удовольствием и предлагаю совместно создать комфортное для всех участников пространство. Я хочу, что бы мы с вами начали с игры. Для этого я попрошу вас разделиться на пары. Выберете в партнёры самого малознакомого для себя человека.

Один из Вас будет Корреспондент, а другой — «Звезда». «Звезда» очень спешит, у корреспондента всего 2 минуты, что бы взять интервью.

Корреспондента интересует абсолютно всё: что звезда любит есть на завтрак или на ужин, какая у неё любимая одежда, музыка, кино, где и как звезда любит отдыхать, во что играть, что больше любит чай или кофе … Задача собрать максимум информации. Через 2 минуты интервью в другую сторону. «Звезда» становится «корреспондентом», а корреспондент «Звездой».

Ответьте себе на вопрос – больше понравилось задавать вопросы или отвечать на них. Те ли вопросы вам задавали, те ли вопросы задавали вы.

Часть 2 «Хвастун»

У Вас одна минута. За это время нужно как можно ярче, зажигательнее похвастать своим партнером по игре, рассказать о своём партнере так, что бы другие обзавидовались.

Ответьте на вопрос: Достаточно ли точно ваш партнер по игре понял и описал Вас. На сколько баллов по шкале от 1 до 10 вы довольны тем, как вас презентовал партнёр по игре.

Введение

В силу особенностей профессии нам с вами много и часто приходится общаться с разными людьми. Это важный в современном обществе эмоциональный труд. И мы, как профессионалы хорошо знаем, что в общении с другим человеком контакт складывается в первые 15 секунд. Мы хорошо знаем, что    чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это доброжелательная улыбка, имя собеседника,    комплимент (косвенный комплимент – хвалить то,    что дорого тому, кому адресуется комплимент).

Нам всем известна роль невербального общения: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса; умение адекватно выражаться      и “прочитывать” эмоциональную реакцию другого.

Тем не менее, случаются ситуации, в которых наш инструментарий не работает так, как нам бы хотелось и нам бывает трудно.

Я предлагаю нам с вами исследовать    ситуации    наших затруднений, а для этого мы снова будем играть. Для этой игры нам снова нужно будет перевоплощаться. Теперь в «воспитателей» и «родителей».

Практическая часть:    игра «Вертушка жалобщиков»

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга (общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий)

Нам нужно разделиться на две группы. Предлагаю так: те, кто первыми были «корреспондентами» теперь будет играть роль «воспитателей». Они занимают места во внутреннем круге. Кто первыми были «Звёздами» получает роль «родителей». Они занимают места во внешнем круге.                                                                      «Родитель» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. «Родители», придумайте пожалуйста или актуализируйте из своего опыта какую-то жалобу, которую можно предъявить «воспитателю». Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «родителя» жалоба одна для всех «воспитателей».                                                                «Воспитатель», быстро выслушав «родителя» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Каждый «родитель» должен будет пожаловаться нескольким «воспитателям». Для этого через каждую минуту все «родители» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке).

Когда «родителя » пообщаются с 5–6 разными «воспитателями» начинается следующий этап.

Теперь «родитель» рассказывает про советы других «воспитателей», которые успел услышать. Задача «воспитателя» на этом этапе — согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен. После второго круга «родители» и «воспитатели» меняются ролями.

По завершению игры я предлагаю всем участникам вернуться в круг.

Дайте, пожалуйста, обратную связь: назовите 1-2 имени, взаимодействие с кем было наиболее комфортным. Из чего складывалось    ощущение комфорта.

Отметьте для себя, не произнося вслух имени, взаимодействие с кем было затруднительным.

Теоретическая часть

Исследуя   коммуникацию, мы часто делаем упор на эмоциональную и поведенческую стороны этого важного процесса. Однако не последнюю роль тут играет наше мышление. Думать эволюция научила нас не просто так: это необходимо, чтобы мы могли строить отношения в обществе. Каждый из нас конечно же уникален и уникален наш способ думать, воспринимать, интерпретировать информацию и реагировать на неё. И всё же у нас есть нечто общее — центральная, ведущая особенность, которая помогает выстраивать именно те отношения с миром, которые мы выстраиваем.

Психологи, занимающиеся мышлением выделяют 3 совершенно разных способы думать и смотреть на мир. Три    способа организации нашей реальности, три ВЕДУЩИХ типа мышления. Чистые типы в жизни встречаются редко. В разных пропорциях в нас есть от каждого, но центральный вектор всегда один. Мы будем называть его типом мышления.

Каждый тип мышления    определяют то, как в психике человека будет происходить сборка интеллектуальных объектов.

Всё, что мы видим вокруг, каждый мыслительный тип обычно организует у себя в сознании по одним и тем же привычным ему принципам.       При помощи этого ведущего механизма (чистые мыслительные типы встречаются не часто, ещё раз уточню))В каждом из нас есть немного от каждого из типов, но какой-то один всегда вырывается вперёд и диктует остальным свои правила, люди и    составляют свою карту    реальности.

pamyatka

— конструктор

Его представления об обществе и другие объекты жизни, которые надо осмысливать чётко организованы. Всё классифицировано и структурировано (работа — отдельно, семья — отдельно, друзья — отдельно). В его системе есть строгие закономерности, инструменты, с помощью которых он сопоставляет одно с другим, пытается выстроить всё в одну стройную, как ему кажется систему. Конструктор работает с «чистой информацией» и вовлекается в ситуацию только тогда, когда видит для себя возможность эту ситуацию строить и структурировать. Конструктор очень рационален и любопытен; Он мало чувствует собственные потребности. В движениях может быть скован и угловат. Конструктор видит суть элементов в системе. Он умеет формулировать свои мысли и это его достоинство (Другие люди для конструктора это функциональные единицы).В то же время конструктор может так увлечься выстраиванием мыслей, процессом, что забывает о том, что у этого занятия была какая-то цель и хорошо бы получить результат.

Конструктор строит образ другого человека оценивая, сравнивая факты со своими представлениями.

— центрист

Центрист – это социально ответственный человек. Он оценивает всё в рамках социального контекста. Центрист мечтает о том, что бы всем было хорошо и хочет мира для всех. Действует центрист из своего представления о том, как всем будет лучше. У центриста есть несколько главных в их жизни людей. А дальше он вписывает в свою картину мира всех, кто связан с центральными для себя фигурами. Центрист строит образ другого человека в зависимости от того, с какими другими людьми он связан. Центрист оценивает мир с позиции социальной морали. С одной стороны он социально ориентирован, а с другой имеет жесткий набор внутренних установок о том что «правильно» и что «неправильно» и крайне требователен и к себе и к другим людям. Из-за своей требовательности он способен создать много конфликтных ситуаций.

Центрист смотрит на мир с точки зрения системы и отношения элементов в этой системе. Впрочем, рассказывая о чём- либо, центрист никогда не сможет рассказать ситуацию целиком. Что-то всегда будет оставаться за пределами его

повествования. (Как собака, которая всё понимает, а рассказать не может). Центристу неловко иметь свою цель. Он волнуется о том, что бы цель была общей, или просто для других людей. Это даёт ему ощущение собственного места в группе. В итоге центрист опутывает себя обязательствами, ждёт благодарности, и расстраивается, что забывает о себе. На самом деле он преследует косвенную цель: улучшить к себе отношение членов своей значимой группы.

— рефлектор

Рефлектор – это художник! он набрасывает крупными мазками. Рефлектор живёт в мире, где есть огромное количество людей, от которых у него разные впечатления. Для рефлектора важно, каков мир лично для него. Если конструктор и центрист выстраивают для себя образ другого человека, то для рефлектора образ других людей как бы мгновенный фотоснимок. Он уже готов сразу. Образ другого человека у рефлектора возникает мгновенно.

В зависимости от своей потребности рефлектор отправляет свой сигнал в мир и считывает ответную реакцию (как эхолокация у летучих мышей). Ему как бы заранее известно какой должна быть эта реакция. Рефлектор реагирует на другого человека ощущением: нравится или не нравится, хочется — не хочется. Рефлектор ловит взгляд, интонацию, слово, реагирует немедленно и часто остро, т. к. в глазах окружающих он должен выглядеть либо идеально, либо ни как. Рефлектору важно восхищать, изумлять, приводить в восторг. Иначе он как бы перестаёт существовать, теряет всякую ценность. Рефлектор вносит свою собственную сущность в то, что имеет на него отклик. Ценно для рефлектора то, в чём сейчас есть он сам. Таким образом рефлектор вносит ценность в мир вокруг. Рефлектор всегда видит цель и ориентируется на результат, но у него нет долгосрочных планов. Его план — произвести эффект. Он находится на острие жизни: он чувствует нюансы, оттенки переживает, реагирует на всё, что происходит. Рефлектор часто оказывается в затруднительных положениях из которых всегда находит способ выпутаться.

Он не утонет «под тяжестью своей конструкции», как может конструктор, не будет до последнего стоять на своём «капитанском мостике», как это сделает центрист, потому, что это не его ответственность. Он найдёт способ выкрутиться. Настроение рефлектора может колебаться как маятник, и мысли меняться в зависимости от этого настроения.

Наша психика удивительная рассказчица: складывая элементы этого мира центрист и конструктор (каждый по своему) формируют истории. У рефлектора история льётся спонтанно. Ему достаточно небольшого эмоционального всплеска и тут же их история становится буквально видимой, слышимой и ощущаемой, будто это происходит именно здесь и прямо сейчас. У «чистого» рефлектора это картина, драма, фейерверк. Рефлектор — это творец.

Выводы

Таким образом, в процессе общения, люди с разными мыслительными типами видят другого человека и ситуацию по-разному и создают разные модели одной и той же реальности. Пользуясь одними понятиями, люди говорят о разном, действительно с трудом понимая друг друга.

Во время упражнения вы наверняка отметили для себя, что есть люди, понимающие больше остальных.    Похоже, что вы совпали с этим человеком по ведущему мыслительному типу. Или ваш собеседник владеет несколькими «языками», то есть собирает и преобразует информацию сразу несколькими способами. И этому можно научиться.

Развить эти способности человек может    слушая, наблюдая, общаясь с другими людьми.

Для этого нам нужно понять свой собственный способ думать, научиться понимать  мыслительный тип собеседника (понимая, к какому типу относится человек, мы легко сможем с ним договориться: проявив эмпатию к центристу, быть последовательным в своих высказываниях с конструктором и научиться искренне восхищаться рефлектором).

Вопросы?

Оцените пожалуйста по шкале от 1 до 10 на сколько для вас это занятие было полезным

Ирина Сергеевна Уварова,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.