Явление буллинга среди детей дошкольного возраста

Как бороться с буллингомАннотация: Буллинг – очень травмирующий для ребёнка опыт вне зависимости от того, в какой роли он выступает, будь то обидчик или жертва, что может повлечь за собой высокий уровень социальной дезадаптации и проблемы в процессе обучения.

Явление буллинга среди детей дошкольного возраста

К сожалению, в любом коллективе не зависимо от возраста, внешности, состояния здоровья, личностных достижений в той или иной степени присутствует такой фактор, как буллинг.

По мнению И. Н. Кона, буллинг — это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Особенно явно проявление данного фактора в период формирования личности человека и его становления как индивида в обществе, то есть в период дошкольного и младшего школьного возраста.

Обратиться к этой теме, меня подтолкнуло одно наблюдение. Дети подготовительной группы собирались на прогулку, и я случайно услышала разговор двух мальчиков. Один предложил другому «троллить Максима». Когда дети вышли на площадку, я спросила их: «А что такое троллить?». Они замолчали, а потом, смущаясь и краснея, ответили: « Троллить – это смешно шутить». «А почему Максима, а не Ваню или Мишу?» – снова спросила я. «Максим очень смешно злится и плачет» – услышала я в ответ. Мальчики понимали, что собирались сделать что-то плохое.

Почему же они решили так поступить? Оба – из полных, благополучных во всех отношениях семей. Оба – успешные в обучении и спорте, без проблем в коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками. У них не было причин самоутверждаться за счет других.

Я думаю, что причиной этого – было желание показать свою взрослость. У обоих мальчиков есть старшие братья (ученики третьего и четвертого класса). Вероятно, они и рассказали о «взрослых способах доказать, что ты крутой».

Более трех лет я изучаю эту проблему и способы ее профилактики. В чем же причина возникновения буллинга?

Помимо индивидуально-личностных предпосылок участников возникновению буллинга способствуют такие особенности социального контекста, как:

  • у жертвы травли наличие в семье домашнего насилия, гиперопеки, выученной беспомощности ребенка;
  • жестокое отношение в семьях детей, которые выступают инициаторами травли, заниженная по различным причинам самооценка, острая потребность в повышенном внимании.

Важно отметить, что чаще всего буллингу подвергаются дети с проблемами в поведении и освоении програмы.

Основопологающим является поведение педагога, ведь это – фигура, способная остановить или поддержать насилие; от него зависит субъективное ощущение безопасности ребенка в группе.

Также на детей влияют информация в СМИ, опасность среды и сообщества. Риск буллинга возрастает в социально неблагополучной среде, с высоким уровнем перенаселенности, алкоголизации и наркомании.

Различные кризисы ― возрастной, семейный (например, развод и повторный брак родителей), социальный ― также могут значительно повышать уровень агрессивности ребенка и одновременно уровень его уязвимости, что существенно увеличивает риск того, что ребенок окажется вовлечен в травлю, причём равны шансы на то, кем в итоге станет ребёнок в рамках данного конфликта: примет oн пoзицию жертвы или агрессора.

Существует мнение, что травят только «не таких, как все», но на самом деле жертвой может стать кто угодно и из-за чего угодно. Ведь дело не в личностных качествах ребенка, а в самом механизме буллинга. Происходит это чаще всего потому, что взрослые, а именно педагоги и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга), по-прежнему предпочитают закрывать на это глаза.

Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной.

Буллинг часто сопровождается развитием кризисных состояний у детей. Данное явление не проходит бесследно ни для одного из его участников (будь то жертва, агрессор или наблюдатель) и буквально ломает личность детей.

Травля возникает там, где отношения построены на доминировании и подчинении. Такой опыт ребенок может получить в семье или в детском коллективе. Тот, кто начинает травлю, просто не знает, как строить отношения иначе. Поэтому он повторяет то, что видел и переживал сам. Часто травлю по отношению к другому проявляют дети, которые сами страдают от плохо установленных личностных границ в общении. Они не признают авторитета взрослых и, как это бывает, зачастую сами страдают от собственной уязвимости из-за недостатка любви со стороны родителей. У них заниженная самооценка, нет ощущения чувства собственного достоинства.

Это дети с чувством внутренней неудовлетворенности, но не осознающие, что сами страдают от негативного отношения к себе в прошлом со стороны других детей или взрослых. Этим они очень схожи с жертвами буллинга, однако в отличии от агрессора, они обладают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, а их личные границы ещё менее разграничены или совсем отсутствуют.

Жертвы буллинга обычно сами не рассказывают родителям или педагогам о сложившейся у них проблеме. Родителей должно насторожить категоричное нежелание ребёнка посещать детский сад, а также множество других не менее важных показательных признаков, ведь буллинг чаще всего сказывается одновременно на физическом и психоэмоциональном состоянии ребёнка. У него отмечаются следующие симптомы: плохой сон, головные боли, повышенная утомляемость, частые болезни, повышенная тревожность, слезливость, закрытость и отгороженность от общения.

В результате взрослые редко вмешиваются в происходящее. Жертвы страдают, обидчики убеждаются в своей безнаказанности и правильности совершаемых ими поступков, а свидетели делают вывод: так все в жизни и работает.

Подводя итог, следует отметить, что буллинг – очень травмирующий для ребёнка опыт вне зависимости от того, в какой роли он выступает, будь то обидчик или жертва, что может повлечь за собой высокий уровень социальной дезадаптации и проблемы в процессе обучения.

Будьте внимательны к своим детям! Учитесь их слушать и слышать! Взаимопонимание в семье позволит распознать проблему буллинга, если она возникнет, своевременно и помочь решить ее. Пусть семья будет для Ваших детей безопасной, надежной гаванью!

Савкина Тамара Владимировна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.