Как мешают развитию ребенка родительские установки

Аннотация: Ребенок воспринимает слова, сказанные родителями, как правило, как установку и придерживается их всю жизнь.

Как мешают развитию ребенка родительские установки

учитель, установки родителейВоспитывая своего ребенка, мы совсем не обращаем внимание на то, какие установки и запреты мы транслируем нашим детям. А еще дальше мы не думаем о последствиях этих установок и запретов. И когда наше чадо подрастает, мы понимаем, что не такого мы мечтали увидеть ребенка ленивого, не самостоятельного. А в результате, что мы ему запретили и установили, такого ребенка мы и получили.

1. Запрет на существование.

«Не живи. Не будь».

Один из наиболее страшных запретов. Часто наследуется, т.е. передается из поколения в поколение. Этот запрет дает понять ребенку, насколько его само присутствие на этом свете тяжело для его родителей. Причина всех неудач, несчастий, тяжелой жизни семьи – это ребенок.

Бывает, что в гневе родители говорят: «Так бы и убила тебя за это!», «Лучше бы тебя не было», «Хоть бы Бог избавил меня от такого наказания, как ты!». В более мягком варианте такое послание передается в сожалениях о не сбывшихся планах и мечтах родителей: «Если бы не беременность, я бы закончила институт».

Крайние варианты такого запрета – это жесткость и грубость по отношению к своим детям. Понятно, что у такого ребенка, а позднее и у взрослого появляются мысли о не желательности своего существования. Это могут быть идеи о самоубийстве, мысли о своей ненужности, нелюбимости, бесполезности.

2. Запрет на индивидуальное бытие.

«Не будь самим собой».

Этот запрет продуцируют родители не довольные тем, какой у них ребенок. Так бывает, когда ждали ребенка одного пола, а родился другого. Ждали голубоглазого ангелоподобного, а родился смуглый и чернявый. “Если бы ты родился мальчишкой, мы бы с тобой ходили на рыбалку!”- говорит папа. И девушка чувствует вину за свою женственность.

Или родители проявляют недовольство определенными качествами или чертами характера своего ребенка, например, его медлительностью или мечтательностью. «Ты – весь в своего папочку, такой же упрямый!», «Такая же неряха, как твоя тетя!». В таких посылах лежит ответственность ребенка за родственника, которым не довольны. Ребенок мгновенно усваивает требуемый образец поведения и воспроизводит его, подтверждая сказанное.

Будучи взрослым, люди с таким запретом обычно неудовлетворены многими аспектами своей жизни, полом, физическими данными или пытаются добиться успехов там, где неизбежно потерпят крах.

3. Запрет на проявления чувств.

«Не плач, не смейся, не грусти, не расстраивайся, не злись. Любые чувства признак слабости. Их не прилично выражать», «Мальчики не плачут!», «Девочки не хохочут так громко!»

Часто это подкрепляется семейной легендой «В нашей семье все мужчины очень сдержаны, немногословны». Такие родители сами плохо ориентируется в своих чувствах и не умеют их выражать, ни хорошие, ни плохие. У взрослых с такими запретами наблюдается непонимание не только своих чувств и ощущений, но и возникают проблемы во взаимоотношениях с другими людьми.

4. Запрет на взросление.

«Не расти. Будь маленьким».

Такая программа закладывается в том случае, если смысл жизни родители видят в том, что бы возится с малышом. Ребенок рождается не для самого себя, а для утехи родителей. Это бывает в случае поздно рожденного ребенка. «Ты будешь нам утешением в старости». Такие люди с трудом входят в социум, часто они капризны и избалованны, отказываются брать на себя ответственность, предпочитают более легкие пути, не умеют преодолевать трудности.

5. Запрет на близость.

«Не люби никого. Не сближайся ни с кем».

Этот запрет продуцируется слишком занятыми, постоянно отсутствующими, эмоционально» холодными родителями. Родители заняты работой, карьерой, здоровьем, им не до детей.

Если ребенок постоянно, пытаясь общаться, получает отказ или негативное отношение, у него формируется установка: «Чтобы избежать боли, надо не сближаться». Не получая ответа, ребенок обучается не испытывать чувства любви, отрицать её. Для такого взрослого сексуальные отношения сводятся к чисто физическим ощущениям, а брак к – обслуживанию потребностей совместного проживания. Люди с запретом на близость – духовно и эмоционально нищие, и такой дефект психики очень трудно устраним.

6. Запрет на мысли.

«Не умничай. Не думай».

Такая установка дается родителями, которые свое чадо считают глупым, не смышленым, не способным самостоятельно размышлять и делать выводы. Иногда за этим стоит их собственная интеллектуальная несостоятельность. В таком случае говорят: «Умнее отца быть хочешь!» Или родители возмущены тем, что ребенок думает не так, как они. Родители в таком случае склонны игнорировать познавательную активность ребенка, не отвечают на его вопросы, смеются и унижают его. «Мал еще такие вопросы задавать», «Подрастешь – поймешь».

Потерпев несколько неудач ребенок приходит к выводу, что думать над чем либо опасно, можно подвергнуться осмеянию и унижению. Таким образом, формируется привычка не думать, использовать шаблонное мышление, следовать стереотипам общественного сознания.

7. Запрет на желания.

«Я хочу»- говорит ребенок. «Мало ли, что ты хочешь»- отвечают родители. «Я не хочу»- говорит ребенок. «А придется»,- отвечают родители. «Не умеешь -научим, не хочешь – заставим».

Это жесткое подавление естественного мира желаний и потребностей, приводящее к серьезным искажениям в развитии психоэмоциональной сферы. Не разрешать делать детям то, что они хотят, и заставлять делать то, что они не хотят. Эта воспитательная установка воспроизводится эмоционально «глухими» к своим детям родителями.

Данный запрет формирует невозможность понимать не только свои желания, но и учитывать желания других людей, т.е. опять же затрудняет межличностные коммуникации взрослого.

8. Запрет на действия.

«Не делай ничего, не спросившись. Все что ты делаешь сам, может быть не правильным. У тебя ничего не получится».

Такие родители ругают своих детей за любое неудачное дело. «Дай, я сделаю сам, ты все равно сделаешь плохо» – говорит мать. Таким образом, формируется негативное отношение к любой деятельности. Потом родители жалуются, что ребенок ничего не делает самостоятельно. В такой семье взрослые постоянно контролируют действия ребенка, указывая ему на погрешности, и в то же время готовы сами за него все делать.

9. Запрет на то, чтобы быть первым, заметным, или запрет на лидерство.

«Не выделяйся. Не высовывайся. Будь скромнее. На тебя все смотрят, как тебе не стыдно».

Обычно эта установка подкрепляется их убеждением, что заметность приведет к неприятностям. Это одновременно и запрет на принятие ответственности. «Моя хата с краю, ничего не знаю». И сегодня многие считают, что подчинение родительскому авторитету, отказ от собственных желаний, мыслей, устремлений – вот тот единственный способ поведения, который обеспечивает ребенку любовь и защиту. Из таких детей вырастают безынициативные, всего боящиеся взрослые, избегающие принятие решений, теряющиеся в ситуации выбора. Такие люди редко имеют о чем-то свое мнение.

Уважаемые родители!

Ребенок воспринимает слова, сказанные вами, как правило, как установку и придерживается их всю жизнь.

Именно поэтому очень важно при общении с ребенком придерживаться следующих правил:

– общаться с любовью;
– думать о смысле сказанного.

Автор-составитель:
педагог-психолог
Лобода Лилия Александровна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.