Психологические особенности травматизации подростков, получивших ранний сексуальный опыт

Аннотация: Проблема сексуального насилия над детьми в мире мало изучена вследствие того, что она долгое время замалчивалась и была закрыта.

На основе анализа результатов психологических исследований по данной проблеме выделены наиболее значимые переживания, связанные с ранным сексуальным опытом в подростковом возрасте.

Было проведено исследование с целью изучения характера этих переживаний.

Сложные социальные условия жизни, в том числе семейные, повседневные стрессовые ситуации, заставляют многих детей и подростков проводить больше времени на улице

Массивное наступление порнографической продукции (литературы и фильмов), увеличение алкоголизации и наркомании среди населения влияют на рост половых преступлений в отношении несовершеннолетних как вне, так и внутри семьи.

Были выявлены степень удовлетворенности/неудовлетворенности юношей и девушек собственным сексуальным опытом, отношение к возрасту начала сексуальной жизни, доминирующие переживания, связанные с сексуальным опытом в подростковом возрасте, стилевые особенности сексуального поведения, сексуальные установки молодежи.

На основе результатов исследования были разработаны рекомендации по сексуальному образованию подростков

ABSTRACT

The problem of sexual abuse of children in the world is little studied due to the fact that it has been hushed up and closed for a long time.
Based on the analysis of the results of psychological research on this problem, the most significant experiences associated with early sexual experience in adolescence are identified.
A study was conducted to study the nature of these experiences.
Difficult social conditions of life, including family, everyday stressful situations, force many children and teenagers to spend more time on the street.
The massive offensive of pornographic products (literature and films ), the increase in alcoholism and drug addiction among the population affect the growth of sexual crimes against minors both outside and inside the family.
The degree of satisfaction/dissatisfaction of boys and girls with their own sexual experience, attitude to the age of the beginning of sexual life, dominant experiences associated with sexual experience in adolescence, stylistic features of sexual behavior, sexual attitudes of young people were revealed.
Based on the results of the study, recommendations on adolescent sexual education were developed.

Ключевые слова: Секс, насилия, подросток
Keywords: : Sex, Violence, Teen

Психологические особенности травматизации подростков, получивших ранний сексуальный опыт

стоп насилиюВсемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против других лиц, сообщества, результатом которого является (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии и различного рода ущерб».

Конвенции о правах ребенка понятие «насилие» включает «все формы физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы и небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление».

Анализ отечественной и зарубежной литературы  указывает на обширную классификацию различных видов насилия, но прежде чем классифицировать виды стоит разобраться с определением понятий «жестокое обращение» и «насилие», чтобы понять есть ли в их сути разница или их можно считать синонимичными.

В русском языке, согласно словарям Д.Н. Ушакова (1940) и С.И. Ожегова (2008), «насилие»  – это применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-либо (что-либо), «притеснение», «принуждение», действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Г.Н. Киреев (1990)  дает  следующее определение: «Насилие − особый вид отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней»

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости,  сексуальные действия со взрослыми (иными лицами) с целью получения последними сексуального удовольствия или выгоды (Я.К. Нелюбова).

К составу действий родителя (иных лиц) относятся: принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого; трение половыми органами взрослого о тело ребенка; принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого; ощупывание гениталий ребенка или манипуляция ими; подражание половому сношению с помощью пальца; половое сношение с ребенком (вагинальное, через рот или анус).

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи; регрессивное поведение; нервно-психические расстройства; открытая мастурбация; неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела; несвойственные ранее сексуальные игры с самим 17 собой, сверстниками или игрушками; имитация полового акта с куклами или игрушками; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости; замкнутость; стремление к уединению; боязливое реагирование на объятия и поцелуи; ухудшение отношений со сверстниками; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; расстройства восприятия; побеги из дома или институциональных учреждений; угрозы или попытки самоубийства; сексуализированное поведение; употребление наркотиков или алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи.

Таким образом, мы видим, что сексуализированное поведение является одним из самых характерных внешних изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении ребенка.

Не имея возможности, в силу разных причин, напрямую сказать о том, что они стали объектом сексуального использования, дети именно через несвойственное возрасту, неадекватное поведение косвенно заявляют о своих проблемах.

Особенно должны насторожить следующие моменты поведения детей:

– необычные сексуальные познания;
– выраженное флиртующее или сексуальное поведение ребенка со сверстниками и взрослыми людьми;
– проявление повышенного интереса к сексуальным отношениям взрослых;
– частая стимуляция себя как наедине, так и в публичных местах;
– наличие в игре действий и комментария к ним сексуального характера; – употребление специфичных слов, ненормативной лексики, непристойных или циничных выражений;
– использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других людей;
– принудительное вовлечение в сексуальные игры детей младшего или более старшего возраста; 18
– назойливое стремление ввести в игру элементы раздевания, прикосновения к интимным местам друг друга, наличие в играх сексуальных действий;
– частые прикосновения сексуального характера к другим людям;
– сексуализированные поцелуи в адрес сверстников и взрослых;
– продолжение сексуализированного поведения, несмотря на запрет со стороны взрослых;
– избегание и боязнь определенных людей (например, людей противоположного пола, мужчин или женщин, бородатых мужчин и пр.);
– высказывание или демонстрация очень сильных эмоциональных реакций при взаимоотношениях с определенным человеком (страх, печаль, агрессия, ненависть).

Последствиями сексуального насилия в детстве могут быть следующие:

– чувство вины, самообвинения, флешбеки, ночные кошмары, бессонница, страхи, связанные с воспоминаниями о насилии (в том числе страхи объектов, запахов, мест, посещений врача и др.), проблемы самооценки, сексуальные расстройства, хронические боли, химические зависимости, самоповреждения, суицидальные мысли, соматические расстройства, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, другие психические расстройства (в том числе пограничное расстройство личности и диссоциативное расстройство личности, булимия).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия по отношению к детям) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие личности.

Многие признаки, характеризующие поведение детей, их эмоциональную и психическую сферы, не являются специфическими только для жестокого обращения, они встречаются и при других состояниях или психических расстройствах у детей, и наоборот, частой причиной различных отклонений в состоянии здоровья, по поводу которых их родители или сами они, будучи уже взрослыми, обращаются к специалистам, явилось насилие, переживаемое или пережитое в детстве.

Особенно это относится к сексуальному или эмоциональному насилию, выявляемость которых чрезвычайно низка, поэтому при оценке каждого конкретного случая следует учитывать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны

Список литературы:

1.  Алексеева. И.А.,Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребёнком.
Причины. Последствия.Помощь. – М.,Генезис, 2005.-С. 19
2.Блонский. П.П Очерки детской сексуальности. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Том 1 / Под ред. А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1979
3. Возрастно–психологический подход в консультировании детей и подростков:Учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, Е.И Захарова, О.А Карабанова и др – М.: Издательский центр Акадеимя, 2002.

Батчулуун Оюунбилэг,
студентка, психологический факультет,
специальность: психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.