Как сделать так, чтобы у ребенка были правильные отношения с деньгами

Краткая аннотация: Воспитание правильного отношения детей к деньгам необходимо начинать с развития в них таких необходимых для личности качеств, как ответственность, социализированность, отношение к учебе и труду. Но что значит «правильное»? Как сделать так, чтобы отношение ребенка к деньгам сориентировало его на последующую самореализацию, а не на самоутверждение? И как показать важность денег, но не развить жадность в детях?

Семинар для педагогических работников по формирование финансовой грамотности у детей на тему:

Как сделать так, чтобы у ребенка были правильные отношения с деньгами

Дети и деньгиВсем известно, что установки, позволяющие человеку в дальнейшем грамотно распоряжаться деньгами формируются в его детстве.

Ребенок, начиная с 4 летнего возраста активно стремится узнать, что такое деньги, откуда они берутся и что на них можно купить. Однако, немногие взрослые способны открыто обсуждать эту тему с детьми. Они учат ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться – но почему-то надеются, что с финансовыми вопросами он разберется как-нибудь сам.

Если детям задать вопрос «Что такое деньги?», то можно услышать такие ответы:

– Это бумажки, чтобы покупать кушать в магазине.

– Это гора золота, которую кололи-кололи — и раскололи, и она превратилась в деньги.

– Деньги — это средство оплаты.

Вопрос: «Откуда берутся деньги?»

– Папа деньги берет из автомата в магазине.

– Они на карточке такой пластиковой хранятся.

– Из работы.

Вопрос: «Где хранят деньги?»

– В копилке и в банке на карточке. Но если денег много, то их лучше хранить дома в копилке, потому что банк может заметить, что у человека очень-очень много денег, попросит их все и не отдаст потом.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста очень важно начинать с истории развития финансовой реалии, с самых примитивных форм. Что такое деньги, как и когда возникли?

Что такое деньги? Деньги были не всегда. Вначале общество функционировало, занимаясь каждый своей деятельностью: кто-то охотился, кто-то собирал ягоды и коренья, кто-то делал хорошие наконечники для стрел, кто-то глиняную посуду. И когда другому могло что-либо понадобиться, то они выменивали друг у друга. И когда возникала универсальная менная единица, то она была в каждой местности своя, наиболее доступная для этой территории. Например, в Мексике в качестве «денег» использовали какао-бобы, а в южных странах это был скот и т.д. И поэтому деньги, в нынешнем понимании являются эквивалентом трудовых затрат.

Второй очень важной составляющей формирования финансовой грамотности у детей является психологическая сторона объяснения. И здесь очень важно затронуть тему, которая поможет детям сориентироваться в мотивах получения денег, а она состоит в следующем: Человек, который получает больше, чем вкладывается, получает деньги несоразмерно своим затратам, хуже себя чувствует.

Возникает так называемый «феномен горькой конфеты». Эксперимент проводился отечественным психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Явление наблюдается в специально созданной ситуации: ребёнку дается сложное задание, которое заведомо невыполнимо по правилам. Наградой за успешно выполненное задание является конфета. Ребёнок же, достигший желаемого результата путем нарушения правила и, получивший конфету, демонстрировал негативную эмоциональную реакцию — конфета для него оказывалась «горькой». То есть, он получал награду незаслуженно, а значит, испытывал муки совести.

А как быть, чтобы хорошо себя чувствовать? В первобытном обществе, дееспособные люди, которые ничего не делали, а только пользовались тем, что производили другие, часто выгонялись из стаи. С тех пор, психика человека так устроена, что ему хорошо тогда, когда от него хорошо другим. Это и есть его вклад. Если зафиксировать эту мысль, то становятся понятным что стоит за правилами общежития:

– быть добрым,
– не обманывать,
– не драться,
– не воровать.

В этом контексте можно задать вопрос ребенку: «Когда ты себя лучше чувствуешь, когда ты кому-то помог или когда тебе кто-то помог? Ребенок сразу начинает замечать разницу.

От того, как ребенок распоряжается своей собственностью и как относится к чужой зависит развитие его ответственности, а соответственно и его отношения с деньгами в будущем.

В группе детей, очень часто можно увидеть, как происходит буквально борьба за собственность.

Однако, очень часто взрослый не умеет грамотно вмешаться в нарастающий конфликт. А так, как дети дошкольного возраста еще не обладают навыками эффективного взаимодействия в данной ситуации им необходимо дать четкие алгоритмы действий. Для этого создаются правила группы:

Правило №1. Никто не обязан отдавать свою игрушку, пока не наигрался, но придется отказать вежливо: «Прости, я смогу дать, когда наиграюсь с ней»;

Правило №2. Когда даешь свою вещь другому, предупреждай: «Никому не передавай без моего разрешения, сломал или потерял, придется чинить или отдать новую. Когда попрошу назад, придется вернуть»;

Правило №3. Если игрушка одна, а желающих поиграть в нее много, устанавливаем очередность. Если очередность не соблюдается, то не играет никто.

Все эти правила помогают детям научиться уважать чужую собственность, и не агрессивно обозначить свою. Однако, любые правила являются лишь фиксированной информацией на бумаге. Роль взрослого состоит в том, чтобы быть гибким и ориентироваться на сиюминутное состояние каждого ребёнка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Пайвина Светлана Александровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.