Ролевая игра “Нет конфликтам”

Ролевая игра “Нет конфликтам”

коллектив сплоченностьЦель: ознакомить обучающихся с понятием «конфликт»

Задачи:

  1. Научить обучающихся основным терминам конфликтологии
  2. Научить анализировать конфликтные ситуации
  3. Научить выявлять причины возникновения конфликтов
  4. Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов
  5. Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Структура занятия:

  1. Мини-лекция об основных понятиях конфликтологии
  2. Работа в парах для выявления причин конфликтов
  3. Мини-лекция о правилах поведения, помогающих не провоцировать конфликты
  4. Ролевая игра “Сглаживание конфликтов”
  5. Упражнение «Достойный ответ».
  6. Упражнение «Подарок».

Продолжительность: 1 час

Ход занятия

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения.

Ведущий:

Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники занятия высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения на слайде.

СПОР – Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТ – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Ведущий: Сейчас мы просмотрим с вами видеоролик и попытаемся ответить на вопросы.

Просмотр видеоролика со смешариками.

Работа в парах.

Для формирования пар предлагается игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством пар). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются пары участников с жетонами одинакового цвета.

Например, пара участников с красными жетонами, пара участников с желтыми жетонами и т. д.

Задача участников на этом этапе:

– определите в своих парах причины возникновения конфликтов.

После работы в парах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на доске.

Итог:

– итак, что приводит к конфликту?

– неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.

Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: – это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

Мини-лекция

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.

2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

Специальные правила предупреждения конфликтов:

– не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

– прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

– постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

– не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

– умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Ролевая игра “Сглаживание конфликтов”

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий – играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

– Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

– Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

– Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Упражнение «Достойный ответ»

Цель упражнения: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все участники по очереди произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза, соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и происходит обсуждение.

Обсуждение:

Легко ли было выполнять задание?

Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?

Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

1. Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
2. Ты никогда никому не помогаешь.
3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
5. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
6. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
7. У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
8. С тобой бесполезно договариваться о чем – либо. Ты все равно все забудешь.
9. Ты слишком много болтаешь ерунды.
10. Посмотри, на кого ты похожа!
11. Ты всегда опаздываешь на встречу.
12. У тебя всегда грязная обувь.
13. Ты никогда не считаешься с другими
14. Ты всегда ешь как свинья.
15. У тебя такой страшный взгляд.
16. Что ты вечно на всех кричишь?
17. Ты слишком плохо воспитан(а).
18. С тобой никто не хочет дружить.
19. Ты ужасно танцуешь.
20. Ты слушаешь плохую музыку.

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение занятия, рефлексия.

Ведущий:

«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие между нами стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас друг другу.

Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешные подарки аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить занятие красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Ведущий:

«Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Иванченко Оксана Петровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.