Консультирование в работе педагога-психолога

ДокументацияАннотация: Таблица поможет психологам консультантам в работе с клиентом на каждом этапе консультирования, будет являться некой «помогалочкой».

Консультирование в работе педагога-психолога

Этапы психологического консультирования

Этапы консультирования          Клиент Трудности консультанта Рекомендации консультанту-психологу
 1.Подготовительный этап

На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

Имя – Николай Александрович

Пол мужской

Возраст - 34 года

Статус – врач

Основная проблема обращения/запрос

-частые конфликты с женой, разные интересы

 

 

  • Недостаточно информации
  • Некомпетентность
  • План анамнеза
  • Уточнить, повторно связаться
 

  • Помнить, что можем отказаться

-некомпетентный вопрос

-изменились обстоятельства

-личные пересечения

(неприязнь)

! Если личная неприязнь, то идти на терапию и супервизию

 

 

  1. Настроечный этап

На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

Договориться об обращении друг к другу (имена, ты, вы)

Организация встречи (доброжелательность, рассадка, дистанция 1,5 метра)

Дать время освоиться

? характерологические особенности

Добрый день, Виктор Владимирович, проходите, занимайте удобное место. Как я могу к Вам обращаться, по имени отчеству или по имени? Мы на «ты» или на «вы»?….Хорошо! Я – Алла!  Начнем?

 

 

  • Клиент не пришел
  • Соскальзывание с договорного обращения на привычное обращение
  • Психолог в нерабочем состоянии
  • Клиент в нерабочем состоянии
  • Клиент нарушил регламент
  • Клиент остро реагирует на обстановку кабинета (интерьер, предметы интерьера)
  • Если клиент необязательный, напоминаем ему заранее о встрече
  • Звоним, пишем, выясняем, почему не пришел
  • Вести запись по клиенту, учитывая конфиденциальность, чтобы перед встречей договоренности вспомнить
 

  • Перенести консультацию
  • Список или набор методов саморегуляции (дыхательные техники, музыка, рисование; др. деятельность: разговоры, цветы, чтение научно-методической литературы)
  • Предложить перенести встречу
  • Предложить клиенту методы саморегуляции (чай, кофе)

Поговорить о том, что произошло (взять в работу состояние клиента)

«Давай поговорим, что произошло?»

 

  • Проговорить условия проведения консультантом сокращения времени консультации. Про оплату тоже проговорить обязательно.

«Уважаемый …. , если вас устроит, что мы раньше закончим на то время, что вы опоздали, мы продолжим разговор…

 

 

  • ? о характерологии расстройств. Прояснить (сон, еда, настроение)

«У Вас все хорошо? Как Вы себя чувствуете себя? У Вас хороший сон, аппетит? Часто ли меняется настроение? На что оно похоже сейчас? Если выясняется что у клиента нервное истощение, то отправить его е неврологу психиатру. Я понимаю ваше состояние. У меня есть некоторые подозрения, я не уверена сама…, потому что не психиатр. Поэтому я советую обратиться к нему! Чтобы он посмотрел. Если психиатр не увидит необходимости работы с Вами, то мы продолжим.

 

  1. Диагностический этап

На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

 

Клиент рассказывает о себе, о своей проблеме. Психолог уточняет.

 

  • Клиент постоянно уходит в истории от сути
  • Клиент крайне коротко и неинформативно рассказывает о проблеме
  • Недоверие к психологу, опасения
  • Сложные чувства клиента
  • Несколько проблем

ul>

  • Если клиент врёт
  • Придерживаться запроса. Дать обратную связь (правило 3-х минут)

«А как эта история связана с запросом??? А как отношения с родственниками влияют на вашу проблему? Я понимаю, что у вас много чего накопилось, но у нас времени всего 1 час, и нам стоит обратить внимание на вашу проблему?

Дать обратную связь (правило 3-х минут)

  • Задавать наводящие, открытые уточняющие вопросы

 

Как давно вы знакомы? Сколько лет в браке? Как давно появились проблемы в отношениях? Чем вы любите заниматься в свободное время? Каковы интересы Вашей супруги? Интересы всегда были разными или когда-то совпадали?

  • Говорить о конфиденциальности, этике консультанта-психолога

Все о чем мы будем говорить, останется между нами.

  • Поддержать клиента

«Вы молодец, что говорите об этом. Стыд-это сложное чувство, его трудно выносить. Сейчас Вы хотя бы вслух сказали об этом. Я впечатлена Вашей историей…

 

 

  • Предложить начать с любой

«Хорошо, с какой из проблем начнем?»

 

 

  • Установить границы консультации
  • Оставаться с клиентом в его правде и проживать вместе с ним эти чувства
 

  1. Рекомендательный этап

Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

Вырабатываем практические рекомендации по решению проблемы
  • Клиент категоричен в выборе решений
  • Клиент отказывается от решения
  • Не может выбрать, определиться
  • Клиент согласен на всё
  • Пригласить к обобщению новых знаний «На мой взгляд, ты категоричен! Мыслишь «либо чёрное либо белое»
  • Обратить клиента к опыту других людей «Были ли похожие ситуации у твоих знакомых? Как они справлялись? Какие методы использовали? Что предпринимали?

Коломоец Алла Борисовна,
педагог-психолог

 

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.