Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: Новейшие методики коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.

Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллектив сплоченностьЦель: ознакомить классных руководителей младшего звена и родителей, среднего звена и родителей, а также педагогов старшего звена и родителей с новейшими методиками коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.

Инклюзивное образование, отвечающее потребностям детей и родителей. Общение за круглым столом с родителями и педагогами о способах помощи детям с применением современных методик, практических занятий и упражнений

Законодательная база:

  • в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование».
  • «Все  дети-инвалиды  и  дети  с  ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».

Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития.

В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование».

«Все  дети-инвалиды  и  дети  с  ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».

Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития.

8 принципов инклюзивного образования:

  1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. все люди нуждаются друг в друге;
  5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. усиливает все стороны жизни человека.

Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями в развитии:

  • с расстройством поведения и общения;
  • с нарушениями слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с речевыми дисфункциями;
  • с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • с отсталостью умственного развития;
  • с отсталостью умственного развития;
  • комплексные нарушения,
  • дети-инвалиды.

Дети с ОВЗ нуждаются:

в социальной защите;
в специальной адаптированной образовательной программе;
логопедической и дефектологической помощи;
психологической помощи.

Цель работы с детьми с ОВЗ:

  • создание оптимальных психолого  – педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации обучающихся.

Особое внимание направляется на:

  1. интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
  2. допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной защищенности;
  3. разработку системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях;
  4. интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
  5. допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной защищенности;
  6. разработку системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях.

Создание условий:

  1. организационное обеспечение;
  2. материально-техническое обеспечение;
  3. организационно-педагогические условия;
  4. программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;
  5. психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  6. кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение:

  • нормативно-правовая база,
  • разработка соответствующих локальных актов,
  • система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров (соц. защита, ПМПК, различные культурные организации),
  • организация питания и медицинского  сопровождения,
  • финансово-экономические условия,
  • информационное обеспечение.

Программно-методическое обеспечение:

  • доступ к любой информации, связанной с реализацией аспектно-ориентированное программирование,
    учебниками с электронными приложениями, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем предметам в соответствии с образовательной программой,
  • доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам,
  • библиотека МБОУ СОШ должна быть укомплектована общими и специализированными печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам по учебному плану и иметь фонд дополнительной литературы;
  • научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной педагогике, по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение:

  • ПМПк (г. Химки – это центр “Успех”),
  • организовать процесс сопровождения детей на ПМПк,
  • привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение:

  • укомплектованность компетентными  педагогическими и руководящими работниками,
  • при необходимости (если ребенку требуется помощь или если ребенок проявляет агрессию на уроках) наличие тьютора,
  • соответствующий уровень квалификации педагогов в области образования детей с ОВЗ.

Проблемы внедрения инклюзивного образования:

  • школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения;
  • консервативность общества;
  • материальные трудности;
  • незнание федеральных законов, правовых и экономических норм.

Решение проблем:

  • профессиональная и психологическая готовность педагогов;
  • систематическая работа с родителями и их детьми по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • разработка и использование мероприятий по воспитанию толерантности среди педагогов;
  • выделение дополнительных средств для создания условий обучения детей с ОВЗ на уровне учреждения;
  • изучение федеральных законов, правовых и экономических норм.

Организационно-педагогические условия:

  • атмосфера эмоционального комфорта,
  • формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, адаптация содержания учебного материала,
  • формирование у детей позитивной учебной мотивации, применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов и приемов,
  • создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном обществе, учебной и внеучебной деятельности,  внеклассных мероприятиях.

Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ:

  • Беседа с родителями, педагогами;
  • Изучение медицинской карты ребенка;
  • Обследование физического развития;

Психологическое и логопедическое обследование: характеристика познавательных психических процессов, развития речи, эмоционально-волевой сферы, мотивации, особенностей общения, принятия помощи, темпа деятельности.

Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:

  • заинтересованность педагога в их судьбе;
  • сотрудничество, общение;
  • отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность ребёнка;
  • отношение к ребёнку как к уникальной личности («в каждом ребёнке – чудо»);
  • терпимость к детским недостаткам, веру в ребёнка и в его силы («все дети талантливы»).

Рекомендации педагогу по проблеме социально – педагогической поддержки и развития личности ребенка с ОВЗ:

  • относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Методики:

  • Рисунок человека;
  • Рисунок семьи;
  • Несуществующее животное;
  • Рисуночный вариант теста Лускановой Н. Г.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

  • арт-терапия — самое яркое и творческое направление в психологическом консультировании и психотерапии.

Задачи арт-терапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал для психодиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с ребенком.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Виды арт-терапии:

  • Библиотерапия
  • Сказкотерапия
  • Маскотерапия
  • Драматерапия
  • Песочная терапия
  • Музыкотерапия
  • Фототерапия
  • Видеотерапия
  • Оригами
  • Игротерапия
  • Изотерапия, рисунок

Инновационныевиды арт-терапии:

  • Этнотерапия
  • Нейрография
  • Цветотерапия
  • Трансперсональная арт-терапия
  • Глинотерапия
  • Фуд-арт
  • Режиссируемая фильмотерапия
  • Терапия воском
  • Тканевая терапия

Игровые технологии:

  • обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.

В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Информационные технологии –  это технологии использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Цели новых информационных технологий:

  1. формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  2. предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  3. формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения

В заключение хочется сказать, что каждый ребенок особенный, но все дети – равные!

Педагог-психолог
Луночкина Е.А.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.