Аннотация: Новейшие методики коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Цель: ознакомить классных руководителей младшего звена и родителей, среднего звена и родителей, а также педагогов старшего звена и родителей с новейшими методиками коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Инклюзивное образование, отвечающее потребностям детей и родителей. Общение за круглым столом с родителями и педагогами о способах помощи детям с применением современных методик, практических занятий и упражнений
Законодательная база:
- в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование».
- «Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».
Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития.
В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование».
«Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».
Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития.
8 принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- усиливает все стороны жизни человека.
Кто же такие дети с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями в развитии:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с отсталостью умственного развития;
- комплексные нарушения,
- дети-инвалиды.
Дети с ОВЗ нуждаются:
в социальной защите;
в специальной адаптированной образовательной программе;
логопедической и дефектологической помощи;
психологической помощи.
Цель работы с детьми с ОВЗ:
- создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации обучающихся.
Особое внимание направляется на:
- интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
- допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной защищенности;
- разработку системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях;
- интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
- допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной защищенности;
- разработку системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях.
Создание условий:
- организационное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- организационно-педагогические условия;
- программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- кадровое обеспечение.
Организационное обеспечение:
- нормативно-правовая база,
- разработка соответствующих локальных актов,
- система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров (соц. защита, ПМПК, различные культурные организации),
- организация питания и медицинского сопровождения,
- финансово-экономические условия,
- информационное обеспечение.
Программно-методическое обеспечение:
- доступ к любой информации, связанной с реализацией аспектно-ориентированное программирование,
учебниками с электронными приложениями, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем предметам в соответствии с образовательной программой, - доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам,
- библиотека МБОУ СОШ должна быть укомплектована общими и специализированными печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам по учебному плану и иметь фонд дополнительной литературы;
- научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной педагогике, по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение:
- ПМПк (г. Химки – это центр “Успех”),
- организовать процесс сопровождения детей на ПМПк,
- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
Кадровое обеспечение:
- укомплектованность компетентными педагогическими и руководящими работниками,
- при необходимости (если ребенку требуется помощь или если ребенок проявляет агрессию на уроках) наличие тьютора,
- соответствующий уровень квалификации педагогов в области образования детей с ОВЗ.
Проблемы внедрения инклюзивного образования:
- школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения;
- консервативность общества;
- материальные трудности;
- незнание федеральных законов, правовых и экономических норм.
Решение проблем:
- профессиональная и психологическая готовность педагогов;
- систематическая работа с родителями и их детьми по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- разработка и использование мероприятий по воспитанию толерантности среди педагогов;
- выделение дополнительных средств для создания условий обучения детей с ОВЗ на уровне учреждения;
- изучение федеральных законов, правовых и экономических норм.
Организационно-педагогические условия:
- атмосфера эмоционального комфорта,
- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, адаптация содержания учебного материала,
- формирование у детей позитивной учебной мотивации, применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов и приемов,
- создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном обществе, учебной и внеучебной деятельности, внеклассных мероприятиях.
Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ:
- Беседа с родителями, педагогами;
- Изучение медицинской карты ребенка;
- Обследование физического развития;
Психологическое и логопедическое обследование: характеристика познавательных психических процессов, развития речи, эмоционально-волевой сферы, мотивации, особенностей общения, принятия помощи, темпа деятельности.
Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
- заинтересованность педагога в их судьбе;
- сотрудничество, общение;
- отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность ребёнка;
- отношение к ребёнку как к уникальной личности («в каждом ребёнке – чудо»);
- терпимость к детским недостаткам, веру в ребёнка и в его силы («все дети талантливы»).
Рекомендации педагогу по проблеме социально – педагогической поддержки и развития личности ребенка с ОВЗ:
- относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
Методики:
- Рисунок человека;
- Рисунок семьи;
- Несуществующее животное;
- Рисуночный вариант теста Лускановой Н. Г.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:
- арт-терапия — самое яркое и творческое направление в психологическом консультировании и психотерапии.
Задачи арт-терапии:
- Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
- Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
- Получить материал для психодиагностики.
- Проработать подавленные мысли и чувства.
- Установить контакт с ребенком.
- Развить самоконтроль.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
- Развить творческие способности и повысить самооценку.
Виды арт-терапии:
- Библиотерапия
- Сказкотерапия
- Маскотерапия
- Драматерапия
- Песочная терапия
- Музыкотерапия
- Фототерапия
- Видеотерапия
- Оригами
- Игротерапия
- Изотерапия, рисунок
Инновационныевиды арт-терапии:
- Этнотерапия
- Нейрография
- Цветотерапия
- Трансперсональная арт-терапия
- Глинотерапия
- Фуд-арт
- Режиссируемая фильмотерапия
- Терапия воском
- Тканевая терапия
Игровые технологии:
- обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Информационные технологии – это технологии использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Цели новых информационных технологий:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
- формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
В заключение хочется сказать, что каждый ребенок особенный, но все дети – равные!
Педагог-психолог
Луночкина Е.А.