Консультация для родителей “Детская агрессия: проявления и условия преодоления”

Детские ссоры в семьеАннотация: консультация посвящена одной из наиболее часто встречающихся проблем в дошкольном возрасте – проблеме агрессивного поведения. В ней рассмотрены формы проявления агрессии, мотивы и причины возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, а также модели поведения взрослых, которые способствуют закреплению агрессивного поведения. Описана общая тактика взаимодействия с агрессивными детьми. Выделены направления работы, методы, приемы, упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе с агрессивными детьми. Данный материал может быть использован психологами, воспитателями детских садов, для проведения родительских собраний, консультаций для родителей, которые сталкиваются с проблемой агрессивного поведения у детей.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, вербальная и физическая агрессия, мотивы. причины агрессии, тактика взаимодействия.

Консультация для родителей

“Детская агрессия: проявления и условия преодоления”

Проблема агрессивного поведения у детей дошкольного возраста весьма актуальна в наши дни. В каждой группе детского сада есть такой ребенок, а иногда и не один. С ними трудно работать, и зачастую мы не знаем, как справиться с их поведением. Единственное воздействие, которое временно спасает, – это наказание или выговор, после чего ребенок становится на некоторое время сдержаннее. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Попробуем сегодня разобраться в том, что такое агрессивность, каковы ее мотивы, причины возникновения, а самое главное, как помочь детям ее преодолеть.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям.

Некоторые ученые предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это намеренное действие, направленное на причинение вреда другому.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Уже многим маленьким детям свойственна агрессивность. В этом возрасте она является непосредственным способом выражения чувств и эмоций. Маленькие дети не знают нормы и правила поведения, принятые в обществе, не умеют и не пытаются контролировать свои эмоции. Однако агрессивность в этом возрасте следует сдерживать и не поощрять ни в коем случае. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы им подсказали, что они поступают нехорошо.

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Вербальная агрессия

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде

  • Жалоб («А Вова меня стукнул», «А Петя постель не убрал»);
  • Демонстративного крика, направленного на устрашение сверстников («Уходи, надоел», «Не мешай»);
  • Агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню и дам по голове»).

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии:

  • Дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок»);
  • Оскорбления («Жир-трест», «Урод», «Дебил»)

Физическая агрессия

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

Это может быть:

  • Разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков, мажет красками рисунок подруги и др.);
  • Уничтожение или порча чужих вещей (ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижения (укусы, царапанье, хватание за волосы, применение в качестве «оружия» палок, кубиков и др.).

Нельзя судить об агрессивности ребенка, только по ее внешним проявлениям. Важно знать мотивы агрессивности и сопутствующие ей переживания. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации.

Среди мотивов, провоцирующих агрессивность детей можно выделить следующие:

  • Желание привлечь к себе внимание сверстников.
  • Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство.
  • Стремление защититься и отомстить (в ответ на нападение или на насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка гнева).
  • Стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой об стену).
  • Стремление получить желанный предмет.

Как мы видим, большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута.

Однако встречаются дети, у которых агрессивные действия вообще не имеют никакой цели и направлены исключительно на причинение вреда другому (например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеётся, видя её слезы). У такого ребенка удовлетворение вызывает физическая боль и унижение сверстника, агрессия выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности к враждебности и жестокости, что вызывает особую тревогу.

Причины появления агрессии у детей

На становление детской агрессивности оказывают влияние многие факторы:

Проявлению агрессивности могут способствовать некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга.

Иногда агрессивное поведение проявляется тогда, когда детям некуда деть переполняющую их энергию. В этом случае агрессия выступает в качестве протеста против ограничения потребности в движении, в активной деятельности. Дети дошкольного возраста, не могут длительно заниматься одним делом, активность в них заложена физиологически. Мы взрослые часто стараемся искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость её возврата в прежнее состояние.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а ещё хуже отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и своего бедственного положения.

Еще одним источником агрессивности является подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. Такая агрессивность встречается редко, но она серьезнее и неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная, асоциальная защита от чувства тревоги. Их оборона заключается в нападении. Они прибавляют себе уверенности, ругая других. Как только они почувствуют, что кто-то им угрожает, бросаются в атаку – бьют отчаянно изо всех сил. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них.

Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги не всегда понятна. При более глубоком обследовании выявляется скрытый семейный конфликт, вызывающий в детях тоску и тревогу, или родительские амбиции, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком проступок, в котором он не может, признаться.

Есть еще один источник детской агрессивности. Он еще более глубок и скрыт. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод, приводящий к заменителям на более низком уровне. Дети, страдающие от эмоционального голода, находят удовлетворение, к примеру, в обжорстве, в замкнутости в себе и своих переживаниях, а иногда и в причинении боли другим без разбора и без причины – они мучают животных, издеваются над другими детьми, ябедничают, оскорбляют словесно. Тем самым они обретают внутреннее равновесие. Как будто домогаются любви или мстят за незаслуженную свою заброшенность.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание, поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию.

Особенности семей агрессивных детей

В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, – это:

  • Физические наказания;
  • Угрозы;
  • Лишение привилегий;
    Отсутствие поощрений;
    Частые изоляции детей;
    Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на агрессивные действия ребенка. В таких ситуациях родители используют либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его в своем ребенке. Агрессия – порождает агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Модели поведения родителей, которые способствуют закреплению у ребёнка агрессивные формы поведения

Взрослый сам даёт образец агрессивного поведения. Наиболее подвержены этому риску дети из семей, где агрессия является нормой общения: ребёнок видит, как взрослый ругается, угрожает или бьёт, пусть не его самого, а других членов семьи, или вообще любое живое существо – человека или животное. Однако и вполне благополучные родители могут дать такой образец поведения. Например, когда шлёпают своего ребёнка, находясь в раздражении и гневе. Очень часто можно услышать, как родитель советует своему малышу в конфликтной ситуации ударить в ответ обидчика, «постоять за себя» – это тоже образец агрессивного поведения.

Также существует мнение, даже поддерживаемое в медийном пространстве некоторыми просветителями, о том, что, если ребенок проявляет агрессию, то надо взрослому ответить ему тем же: «Ребенок кусается – укусите его в ответ; покажите ему, что кусаться больно». Наблюдая за действиями взрослого, ребёнок скорее сделает другой вывод: «Взрослый кусается (бьет, ругается…), значит, и мне так можно делать». Очень ярко это проявляется при вербальных агрессивных высказываниях ребёнка: ругаясь на кого-то, он чаще всего повторяет то, что услышал от взрослого в свой адрес или в адрес другого живого существа. Получается, что, порой из самых лучших побуждений, родитель своим примером даёт ребёнку разрешение на агрессивные проявления.

Взрослый не обращает внимание на агрессивные проявления ребёнка. Родитель может так делать по двум причинам: во-первых, если сам не знает, как реагировать, и предпочитает просто отойти от ребёнка. Во-вторых, он может руководствоваться популярным советом, гласящим, что агрессивное поведение ребёнка «не надо поддерживать», то есть просто не реагировать на него никак. Конечно, это не ситуация, когда ребёнок обижает другого ребенка. Чаще всего родители пытаются не обращать внимание на поведение ребёнка, когда он пытается такими агрессивными действиями привлечь его внимание. Что происходит в результате? В большинстве случаев дети в ответ на невнимание родителя только усиливают силу своего агрессивного поведения: ребёнок может преследовать родителя, пытаясь ударить, или укусить его или начинает раскидывать предметы, или падает на пол и начинает биться головой. Почему это происходит? Ребёнок, не имея других средств воздействия на взрослого, усиливает то, что у него есть – импульсивную агрессивную реакцию.

Взрослый даёт преувеличенную реакцию, разыгрывает театрализованное представление, когда ребёнок проявляет агрессию. Когда в ответ на агрессивные реакции ребенок получает яркие эмоциональные восклицания взрослых: «Ой-ой-ой, больно!», «Ты зачем маму обижаешь?», «Смотри, Пете больно, Петя плачет», «Пожалей бабушку». Почему-то иногда взрослые считают, что так развивают в ребёнке сочувствие и сопереживание. На самом деле родитель затевает очень весёлую и привлекательную для ребёнка игру: малыш наблюдает такую гамму эмоций, он получает такие яркие и интересные впечатления от своего партнёра – взрослого, что захочет играть так ещё и ещё раз, повторяя исходные действия.

Агрессивные дети очень нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить точный
диагноз и приклеить «Ярлык», а оказать посильную помощь ребенку.

Общая тактика взаимодействия с агрессивным ребенком

Состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемой форме. Первым шагом при этом является попытка сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно пред их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие, которое помешает агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

Последовательность действий

1. Присаживаемся на корточки, устанавливаем зрительный контакт
с ребёнком, можно взять его за плечи, придержать за руки. Строго и ровно пресекаем, останавливаем агрессивное проявление: «Стоп», «Нет», «Больно».

2. Вводим правило: «Мы так не делаем/ не играем», «Нельзя кусать … (кого)». Введение правила скорее всего вызовет протест со стороны ребенка, и он может рассердиться уже на взрослого, вводящего правило. Не дайте ребёнку совершить агрессивное действие ещё раз, придержите его, но оставайтесь рядом.

3. Называем эмоцию ребёнка: «Ты сердит», «Это обидно». Показываем ему способ как можно выразить эмоцию, например, «посердиться»: топнуть ногой, покричать, попрыгать, похлопать в ладоши или сжать кулачки, можно побить подушку или порвать бумагу.

При этом важно научиться не останавливаться на этом возбуждённом поведении (которое иногда дополнительно возбуждает ребёнка), и постепенно перевести его в более спокойное русло, посмотреть в окно, умыться, поиграть с водой или песком, порисовать.

4. Если агрессивные проявления сопровождали конфликт между детьми, то обязательно поддержите обиженного: пожалейте, успокойте, будьте ласковы с ним, защитите его от обидчика.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое неудовольствие подобным поведением. Полезно предлагать ребенку устранить учиненный им беспорядок. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому, я уверена, что ты можешь все убрать».

Уборка как наказание за все содеянное неэффективна; доводом должна быть уверенность взрослого в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок поможет убраться он должен обязательно услышать искреннее спасибо.

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии совершен.

Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но постараться понять какие чувства и переживания стоят за ними. Может быть он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств.

Общение с агрессивными детьми требует от взрослых определенных навыков и умений. Как мы уже отметили ранее у агрессивного ребенка:

– слабо развит контроль над своими чувствами;
– слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
– низкий уровень эмпатии;
– ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают её опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Для того, чтобы предотвратить развитие агрессивности у детей необходимо:

  1. Обучать детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отрабатывать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формировать таких качества как эмпатия, доверие к людям и т.д.
  5. Коротко остановимся на каждом из этих направлений.

Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Обучение ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме – одна из острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми, поскольку поведение агрессивных детей часто сопровождается непредсказуемыми эмоциональными вспышками.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

К сожалению, принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. И уже с детства нам внушают эту мысль. Однако нельзя каждый раз сдерживать в себе эту эмоцию, поскольку таким образом можно стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего рано или поздно все же почувствует потребность выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку».

Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения гнева» наша копилка, пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один день может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшись на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам, головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку маленькие дети еще не всегда могут вербализовать свои чувства следует научить их переносить свои негативные эмоции на неопасные объекты. Важно чтобы ребенок научился направлять свой гнев не на люде, а на неодушевленные предметы, выплескивать гнев в игровой форме.

Вот несколько способов, доступных детям дошкольного возраста:

  • Громко спеть любимую песню.
  • Пометать дротики в мишень.
  • Попрыгать на скакалке.
  • Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Устроить  бой с боксерской грушей.
  • Полить цветы.
  • Отжаться от пола максимальное количество раз.
  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  • Разорвать лист бумаги на мелкие части и подкинуть их вверх, устроив фейерверк.
  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Очень хороший результат могут дать игры с песком, водой и глиной.

Работая с песком, глиной, водой ребенок постепенно успокаивается, возвращается привычному состоянию.

Небольшие бассейны с водой, настоящая находка при работе с агрессивными детьми. Можно использовать следующие игры:

Одним каучуковым шариком сбивать другие, плавающие на воде.

Сначала топить, а потом наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая бутылка.
Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Можно использовать игру «Выбиваем пыль».

Ребенку достается пыльная подушка. Он, должен усердно колотя руками, хорошенько её почистить.

Обучение детей приемам саморегуляции снятия психоэмоционального напряжения.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. Вот несколько примеров таких упражнений.

Упражнение «Снежная баба».

Дети вместе со взрослым катают по полу воображаемые комья снега. Затем вместе лепите снежную бабу, а дети её изображают.

Слепили во дворе дети снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (дети изображают снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые торчат чуть-чуть в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускают руки), потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко склоняются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко Грее, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Дети лежат на спине, голова чуть на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка теплая.., мягкая.., отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. Та же процедура выполняется левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

Упражнение «Джаз тела»

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения бедрами, затем коленями, далее – ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова, плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

У детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому очень важно формировать у них навыки контроля и управления собственным гневом. Можно рассказать ребенку о том, что такое гнев и каким разрушительным действием он обладает, объяснить, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, учиться управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. Для формирования навыка самоконтроля детям будут полезны такие упражнения:

Упражнение «Возьми себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

Упражнение «Стоп!»

Ребенку в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп!» Чтобы данный прием начал работать необходима длительная тренировка.

Разучите с детьми такие правила:

  • Прежде чем прейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
  • Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми и разожми кулаки. Так можно делать до 10 раз.

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям, отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

С этой целью в группе можно обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Например,

  • Как поступить, если нужна игрушка, в которую кто-то уже играет.
  • Наташа и Катя решили одеть куклу, но поспорили какую одежду одевать. Наташа забрала себе все, не стала играть с Катей. Ты Катя, что будешь делать?
  • Ты наблюдаешь, как поссорились Сережа и Витя. Подойди и помири их.

Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.

Формирование позитивных качеств личности

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень развития эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому работа по развитию у ребенка эмпатии очень важна.

Для развития эмпатии можно использовать упражнение с фотографиями. Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображение людей (взрослых или детей) находящихся в различных эмоциональных состояниях. Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку – рисунок) и определить в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком, позволяющую понять причины данного эмоционального состояния. Лучше если таких причин будет несколько. Далее можно обсудить с детьми испытывали ли они подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах.

Развитию эмпатии способствует совместное с детьми чтение книг с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку такие вопросы, как: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?» «А что чувствовала Мальвина в это время?» «Как вы думаете, почему Баба Яга стала такой злой?»

Агрессивность в дошкольном возрасте часто носит ситуативный временный характер и поддается коррекции. Она может не закрепляться как черта характера, а сглаживаться или исчезать вовсе. Для этого необходима правильная организация жизни ребенка в детском саду и в семье.

Помните, что самым главным фактором воспитания являются ваши внутрисемейные отношения. Вы пример для своего ребенка. Он должен наблюдать в семье правильное поведение в различных ситуациях и тогда он сможет адекватно переносить такую линию поведения на свои отношения с товарищами.

Библиографический список:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 190 с., ил.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — С П б.: Издательство «Речь», 2007. — 136 с: ил.
  3. Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 160 с.: ил.- (Психология для всех).
  4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.

Ляпунова Александра Юрьевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.