Проблемы формирования навыков конструктивного общения в образовательной среде

Проблемы формирования навыков конструктивного общения в образовательной среде

коллектив сплоченностьСреди проблем педагогического исследования особое место занимает общение людей и их влияние друг на друга. Именно в процессе общения формируются взаимоотношения и отношения людей друг к другу, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие идеи, возникают чувства, эмоции. А.Г. Ананьев отмечал, что личность формируется как субъект деятельности, познания и общения.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения [1, с. 39].

Взаимоотношения – это личностные отношения индивидов между собой. Проблема взаимоотношений в детском коллективе привлекает внимание педагогов, психологов, социологов и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом. Этой теме посвящены исследования таких ученых, как Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Ковач, Н. Обозов, Н. Столяренко, Н. Петрова и многих других.

Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями. В.М. Мясищев [3, с. 92] рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга.

М.И. Лисина [2, с. 59] под общением понимает взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов. Л.Г. Федоренко [5, с. 71] рассматривает общение как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций – сотрудничества, интеграции с одной стороны, и борьбы и дифференциации с другой.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами людей, включающий в себя, как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Общение – есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты [3, с. 32].

Цели образования, которые формируются в соответствии с внешними требованиями, диктуют характер образовательной среды. Сама же образовательная среда затем диктует требования к образовательному процессу. Образовательная среда должна оказывать влияние на состояние и развитие обучающегося, а также обеспечить ему разнообразные возможности для всестороннего личностного развития.

Если рассматривать конструктивное общение в контексте образования, можно выявить различные аспекты этого феномена. Конструктивное общение выступает как результат обучения и воспитания, как результат социализации и развития личности в образовательном процессе. Одновременно конструктивное общение является инструментом обучения и условием развития личности учащегося. Кроме того, конструктивное общение может быть инструментом педагогического взаимодействия [5, с. 90].

В настоящее время роль общения в образовательной среде упрочила свои позиции и определяется как одна из приоритетных задач развития современной школы. Во многом это связано с модернизацией образовательной среды, а также с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов.

Ресурсы образовательной среды выступают значимым фактором развития потенциала личности учащегося. Использование данных ресурсов с целью формирования навыков конструктивного общения обусловлено, в первую очередь тем, что недостаточный уровень коммуникативной культуры резко снижает способность учащегося конструктивно общаться. В особенности это актуально для старшеклассников, если учесть тот факт, что коммуникативная культура определяет успех в общении как ведущего вида деятельности, ориентированного на личностное становление.

Однако, в настоящее время мы можем наблюдать, что возможностей общаться в образовательной среде школы становится все меньше. Время на игры, спортивные увлечения значительно сократилось, но возросла работа детей за персональными компьютерами с целью подготовки к итоговой аттестации по различным учебным дисциплинам. Дети слабо вовлекаются в общественные дела школы. Недостаток коммуникативного общения «лицом к лицу» становится причиной стрессов учащихся и межличностных конфликтов, которые они не способны разрешить самостоятельно и конструктивно.

В этой связи перед школой нового поколения стоит крайне важная задача – преобразовать образовательную среду и обеспечить благоприятный фон для формирования навыков конструктивного общения. Данная проблема актуальна в плане разработки, как теоретических аспектов, так и в прикладном направлении.

Общение является конструктивным в том случае, когда участники взаимодействия достигают своих целей, а сам процесс коммуникации сопровождается положительными эмоциями. Конструктивное общение в случае появления разногласий предполагает их успешное разрешение, не допускается переход на личности.

Конструктивное общение связывается, в первую очередь, с характеристикой поведения человека в конфликтной ситуации. Наличие конструктивного общения говорит о степени разрешения конкретного конфликта. Подобный подход в достаточной мере не раскрывает феномен конструктивного общения, поскольку потребность в подобного рода общении актуализируется не только в ситуации конфликта, но и в трудных, неопределенных ситуациях жизнедеятельности [3, с. 87].

Опыт конструктивного общения формируется только в реальных, разнообразных по форме, содержанию и составу участников ситуациях межличностного взаимодействия. Для педагогического управления формированием подобного опыта необходимо иметь четкое представление о сущности понятия «ситуация взаимодействия» и классификации ее видов с точки зрения педагогического потенциала для эффективного развития навыков конструктивного общения.

Обобщая различные подходы к определению понятия «ситуация взаимодействия», представляется возможным выделить два основных типа ситуаций: повседневная, в которой личность функционирует в режиме нормы и напряженная, при которой требования к личности выходят за пределы нормы.

Потенциал для развития навыков конструктивного общения, конечно, гораздо выше в напряженной ситуации. Однако нельзя отрицать и тот факт, что ситуации повседневного взаимодействия способствуют развитию совокупности коммуникативных навыков и умений.

Сам процесс формирования навыков конструктивного общения в условиях образовательной среды, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, его характер и отношение к другим. Модель конструктивного общения, приобретенная в детстве, переносится во взрослую жизнь.

Педагогически организованный процесс обогащения индивидуального опыта конструктивного общения организуется за счет интеграции в его содержание социального опыта, накопленного субъектами воспитывающей среды. Формирование опыта конструктивного общения происходит на разных возрастных этапах. Успешность в решении проблем коммуникативного взаимодействия во многом зависит от педагогических условий [5, с. 45].

Трудности конструктивного общения среди участников образовательного процесса заключаются в следующем:

1.Неумение наладить контакт и выстраивать взаимоотношения в соответствии с ситуацией.

2. Отсутствие готовности преодолевать конфликты и трудности межличностного взаимодействия.

3. Неумение проявить гибкость во взаимодействии.

4. Низкий уровень развития эмпатии и непринятие иных точек зрения.

Итак, конструктивное общение является целенаправленной, построенной на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместной деятельностью заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к социально-значимому результату.

Сформированность опыта конструктивного общения позволяет участникам образовательного процесса реализовать свои потребности в деятельности и межличностном взаимодействии.

Безусловно, школа это тот социальный институт, через который возможно влияние на развитие социокультурной среды. Форма и содержание образовательной программы учреждения должно быть направлено, прежде всего, на воспитание уважения к правам и основным свободам человека, а также на формирование условий безопасного образовательного пространства.

Система форм и методов воспитательного процесса состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование навыков конструктивного общения.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
2. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – НПО «МОДЭК», 2017. – 383 с.
3. Мясищев, В.Н. Психология отношений. – Москва: Воронеж, 2010. – 312 с.
4. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь, 2017. – 192 с.
5. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. –СПБ.: КАДО, 2016. – 128 с.

Дюжева Софья Андреевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.