Опыт проведения логопедических занятий в рамках комплексной реабилитации с использованием иппотерапии

Аннотация: Материалы данной статьи отражают профессиональный опыт, полученный в рамках реализации проекта “Ресурсный центр адаптивной верховой езды и комплексных программ семейной реабилитации”. В материалах дается обоснование возможности применения комплексного подхода в речевой реабилитации детей с ОВЗ.

Опыт проведения логопедических занятий в рамках комплексной реабилитации с использованием иппотерапии

иппотерапияАктуальность комплексного подхода к реабилитации и социально-психологической адаптации ребенка с ОВЗ обоснована необходимостью активного включения навыков и знаний, полученных на занятиях со специалистами в повседневную жизнь. Именно навык транспонирования (переноса) знаний из одной области в другую очень часто страдает как у детей с двигательными, так и с ментальными нарушениями. Комплексный подход и интеграция действий специалистов в рамках реабилитации призваны усилить эффект.

Теоретическое обоснование необходимости совместной работы логопеда и иппотерапевта

Речь, являясь высшей психической функцией объединяет в себе множество умений, знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок. Обращаясь к предпосылками возникновения речи в онтогенезе, принято выделять два аспекта: непосредственно навыки ребенка(прежде всего двигательные) и внешнее подкрепление речью в форме речи родителей и специалистов. Дети с ОВЗ проходят более сложный и длительный путь формирования как общих моторных навыков, так и развития способности понимать речь и оперировать ей для достижения своих целей. Причинами чаще всего выступают особенности сенсорной сферы ребенка, его нескоординированность и неловкость, невозможность понять сложную систему коммуникации, характерную для взрослых здоровых людей. Одновременно с этим много работ сегодня посвящено позитивному влиянию животных на развитие особенных детей.

К основным достоинствам иппотерапии можно отнести:

• достаточно сильную стимуляцию сенсорной сферы ребенка;
• формирование генерализованых сложных моторных навыков, необходимых для верховой езды, что одновременно способствует стимуляции зон двигательной организации речи;
• способность лошади выстраивать “терапевтические отношения” с наездником – обладая большими размерами ,по сравнению с другими животными, лошадь изначально не может быть игрушкой для ребенка и он вынужденно должен коммуницировать с ней и с иппотерапевтом;
• движения лошади ритмичны, и наездник, находясь в седле, учится ловить этот ритм, чувствовать его – такая настройка позволяет упорядочить собственную речь ребенка.

Таким образом, занятия иппотерапией способствуют коррекции речи на разных уровнях ее организации: семантики, просодики и моторной организации.

Рабочая группа составила 10 человек в возрасте от 3,5 до 15 лет. Детей условно можно было разделить на группу с нарушениями интеллекта и как следствие нарушениями речи (4 человека) и группу с моторными нарушениями (6 человек), выступающими причиной речевых расстройств. Основные психоневрологические диагнозы: ДЦП, дизартрия, ЗПР, легкая умственная отсталость, РАС.

Цели работы: в группе с нарушениями интеллекта первичным выступало формирование связного, логически выстроенного высказывания, велась работа над пространственными представлениями и в работе со школьниками корректировались отдельные проявления дисграфии. В группе с нарушением моторной организации речи целью выступала коррекция речевого выдоха, развитие речевого праксиса и коррекция звукопроизношения. Общей для двух групп нарушений стояла цель расширения лексического запаса по темам.

Организация и методы исследования: методами выступали наблюдение за детьми, проводимое в рамках занятий, опрос родителей, диагностические приемы у невролога.

Результаты первичного наблюдения и беседы с детьми: для всей группы детей с первичными интеллектуальными нарушениями были характерны нарушения, связанные с лексико-грамматическим компонентом языка, пониманием как устных так и письменных речевых конструкций, ошибки в ориентации в пространстве. У двоих детей в речи отсутствовало местоимение “я” и речевые высказывания от первого лица. При этом, большинство (3 человека) из них не испытывало сложностей в общей организации движений бытовых, но при работе в сенсорной комнате у всех возникали страхи и несогласованность, то есть включение нестандартных моторных схем вызывало сложности. Для одного ребенка был характерен высокий уровень организации движений, поскольку он в целом занимается разнообразными видами спорта.

Реабилитационная программа для этой группы детей включала работу на координацию речи и движения, формированию пространственных представлений и самостоятельного высказывания. В рамках занятия предлагались игры на согласование фраз, поиск ошибок, активно задействовали память через знакомство со стихами и чистоговорками. Важным было то, что речевой материал, проработанный на занятиях использовался иппотерапевтом в процессе организации собственной коррекционной работы – в зависимости от возможностей ребенка, давалось задание выделить лишнее, назвать пять слов на определенную тему, выбрать действие, согласовать с предлогом, прочитать в ритм лошади стих.

Результатом работы стало формирование у 3 детей умения использовать в активной речи предлоги “на”, “в”, “за”, “перед”, “под”, “над”. У одного ребенка отмечено появление согласованной фразы и формирование “Я”- высказывания. Было также отмечено родителями усиление коммуникативной потребности и желания ребенка быть понятым взрослым.

Результаты наблюдения и беседы в группе детей с нарушениями моторной организации речи. Эта группа детей имела большой разброс по уровню развития речи: у троих ребенка были проявления стертой дизартрии находящихся на 3-4 уровне речевого развития, у троих детей ДЦП разной степени тяжести, уровень развития речи 1-2. Интеллектуально сохранны были 3 ребенка. У 1 наблюдалась выраженная задержка психомоторного развития и алалия. У двоих задержка психического развития.

Реабилитационная программа для этой группы детей включала не только расширение лексического запаса, но и работу над просодикой речи. Важным и сложным этапом работы было формирование плавного речевого выдоха, поскольку на момент начала работы у 2 детей выдох составлял около 1 секунды, у 3 детей выдох был длительным но не контролируемым (могли дуть в щеки или на нёбо). Кроме этого велась работа по постановке и автоматизации звуков (за курс реабилитации устойчиво автоматизированы 1-3 звуков). Для ребенка с ДЦП, ЗПРР и алалией был составлен отдельный маршрут, включавший в себя активизацию внимания к звукам, выделению звуков речи из всех остальных, формированию предметной деятельности и общих моторных навыков.

Совместная с иппотерапевтом работа заключалась в отработке чистоговорок и ритмических попевок на занятиях, закреплении навыка плавной речи через полустандартизированные диалоги и работу над расширением активного словаря.

Результаты работы в данной группе по наблюдению родителей и невролога: речь детей с признаками стертой дизартрии стала более внятной и разборчивой, отмечены улучшения в формулировке собственных мыслей, отмечается увеличение объема кратковременной памяти на 1-2 слова. Для двоих детей с ДЦП характерно появление более плавной речи, возможности продлить речевое высказывание с одного до трех слов.

Таким образом, опыт коррекции речевых нарушений в рамках комплексной реабилитации детей по программе ” Ресурсный центр адаптивной верховой езды и комплексных программ семейной реабилитации” можно считать достаточно эффективным. К факторам, которые безусловно способствовали закреплению реабилитационного эффекта можно отнести включенность родителей в коррекционный процесс и участие семьи в дополнительных мероприятиях центра, направленных на социальную адаптацию детей с ОВЗ.

Логопед
Пинчук Оксана Андреевна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.