Коуч-технологии в работе с родителями и детьми

Коуч-технологииКраткая аннотация: Социальный заказ общества доказывает потребность педагогической практики в освоении новых, современных, практически значимых, действенных технологий взаимодействия ДОУ и родителей в вопросах воспитания детей.

Коуч-технологии в работе с родителями и детьми

В поисках метода, который позволил бы сделать родителей равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате, мы открыли для себя элементы коучинга.

Коучинг  (aнгл. coaching — обучение, тренировки)- метод консультировaния и тренингa, отличaется от клaссического тренингa и клaссического консультировaния тем, что коуч не дaёт советов и жёстких рекомендaций, а ищет совместные решения.

Идеи коучингa провозглaшaл еще Сокрaт, но его философия не нaшлa должного применения в обществе. «Я не могу никого ничему нaучить, я только могу зaстaвить думaть».

Нa сaмом деле очень вaжно дaть человеку не готовые знания, а возможность сделать «открытие» самому.

Основа данной техники-интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), в которой родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на открытые вопросы, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Данный метод можно представить так:

  1. шаг 1: понимание ситуации;(актуальность проблемы)
  2. шаг 2: понимание, что может быть лучше; (постановка задачи)
  3. шаг 3: понимание, как сделать лучше. (пути решения)

Техники классического коучинга ориентированы на взрослых людей, у которых уже сформировалось осознанность. Детский и подростковый мозг еще не сформирован полностью. Поэтому для профессионального коучинга детей важно учитывать мыслительные процессы и механизмы головного мозга ребенка.В связи с этим возникло направление технологий коучинга – Детско- родительский коучинг в дошкольных учреждениях.

На этапе роста и взросления ребенка у родителей часто возникают сложности в воспитании, нахождении общего языка с ребенком, удержании своей родительской позиции.

И здесь может быть ряд запросов для работы с коучем:

– Как стать хорошим родителем?
– Как справляться со своими негативными эмоциями?
– Насколько я реализую роль отца\матери в моей жизни?
– Соответствую ли я своему представлению о «хорошем» родителе?

Что должен делать родитель, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным?

«Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас.»

Детско-родительский коучинг находит всё более широкое применение: в детских садах и школах, среди репетиторов и нянь, в тренировках юных спортсменов.

Чем же отличается детско-родительский коучинг от взрослого (классического) коучинга?

В коучинге работа идет с одним человеком. В детско-родительском – с системой «родитель- ребенок». Иногда нужно пригласить и второго родителя для эффективного решения запроса.В индивидуальном коучинге работают с запросом клиента. В детско-родительском – родитель обращается с запросом в отношении своего ребенка. Запроса у ребенка может и не быть, либо он отличается от родительского.

Например, родитель хочет, чтобы ребёнок был более собранным и послушным. А у ребёнка вовсе нет такого запроса, его всё устраивает. В данном случае важно дать понять родителю, что поскольку родитель-ребёнок – это целая система, то от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка. Поэтому работа коуча с родителем будет построена на принципе «подконтрольности цели» и «я-причины».

Если мой ребёнок ведёт себя таким образом, что мне это не нравится. Если мой ребёнок рассеянный, то:

– что я делаю такого, что заставляет его быть таким?
– каков мой вклад в то, что я имею сейчас именно такого ребёнка с таким поведением?
– что во мне есть такого, что влияет на ребёнка таким образом?
– как я могу помочь ему стать более собранным?

В детском коучинге с детьми применяют игровые техники и отдельно техники для работы с родителями.

Учитывая не до конца сформированную осознанность ребёнка, специалист может применять игровые технологии, которые помогают ребёнку расслабиться, исключить нравоучения и лекции, а через персонажей, проживая свой опыт, лучше понять свой внутренний мир, мир других людей и то, как лучше простраивать с ними взаимоотношения.

Очень хорошим инструментом для коуча при взаимодействии с ребёнком будет сказкотерапия, куклотерапия и другие творческие методы работы с психикой и осознанностью.Применение технологий коучинга с детского сада позволяет:

– сформировать у родителей навыки продуктивного общения с ребенком, желание помогать ребенку;
-умение правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка, помогать преодолевать трудности и признавать его успехи, радоваться им;
– выстраивать партнерские отношения в системе «Родитель-ребенок»;
– объединить усилия взрослых для успешного воспитания ребенка.

Это помогает создавать пространство для построения доверительных, открытых, гармоничных отношений с ребенком. Ребёнку же работа с коучем помогает раскрывать свои эмоции, творческий потенциал, глубже понимать себя и окружающих людей, выстраивать взаимоотношения и верить в себя.

Таким образом, технологии коучинга в дошкольных учреждениях, используемые в развитии и воспитании детей, являются непростым, но осознанным выбором воспитателей и родителей, влияющим на формирование целостной, здоровой и счастливой личности ребёнка.

Надеждина Н.Н.,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.