Значение тренировки навыка у детей с ОВЗ

В этой статье мы поговорим о важности и значении тренировок в жизни и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Значение тренировки навыка у детей с ОВЗ

дети, игрыДавайте, во-первых, разберемся, что же мы подразумеваем под понятием «тренировка».

Тренировка – это систематическое повторение умений, упражнений, навыков для формирования нового или усовершенствования имеющегося, возможно ранее утерянного или нарушенного.

Таким образом, тренировать можно любой навык: физический, познавательный, игровой или же навык самообслуживания, коммуникации, самоконтроля.

Наш Реабилитационно-образовательный Центр посещают детки с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У таких детей может присутствовать также сочетанные нарушения: зрения, слуха, речи, интеллекта, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития. И важно отметить, что реабилитация детей с ОВЗ, наровне с воспитательно-образовательной деятельностью является комплексной задачей нашего центра. Ребенок с ОВЗ может не иметь какого-либо навыка или способности, но задача специалистов и семьи создать условия и среду для благоприятно го развития. Для достижения этой цели мы и обращаемся к понятию «ТРЕНИРОВАТЬ».

Мы с вами знаем, что натренировать можно не только мышечный корсет, правильную осанку или походку, но и память, слух, речь, а это уже мозговая деятельность. Вот так, из спорта в сферу образование перешел метод обучения тренировкой или многочисленными повторениям. Главное в этом методе – систематичность в выполнение новых упражнений с целью закрепления приобретенного умения.

Особенно актуален Метод Тренировки в работе специалистов коррекционной педагогики. Все чаще мы сталкиваемся с нежелание ребёнка выполнять задания на уроках и дома, по причине неумения и неуверенности в собственных силах.

Ребёнок заранее уверен, что не справится, поэтому избегает ситуацию неуспеха и отказывается от выполнения задания.

Во-вторых, как же помочь ребёнку в освоении навыков и умений с помощью тренировок?

Важно понимать, что речь идёт о постоянном ежедневном повторении и работой над данной задачей. В этой ситуации особо актуально участие родителей в процессе. Только при совместной партнёрской работе специалистов и родителей результат будет достигнут в более короткие сроки и с высоким качеством. А почему так важна родительская включенность в процесс формирования новых способностей у ребенка?

Дело в том, что большую часть времени ребёнок проводит в семье, в это время и можно увеличить количество тренировок или повторений, пройденного в школе.

Также нельзя забывать, что семья, заботящиеся близкие, опекуны – это зона комфорта и доверия для ребенка.

Доверительное отношения между родителями и ребёнком позволяют определять новые правила, знакомить ребёнка с новыми задачами и навыками. Ребёнок должен чувствовать поддержку от взрослых, готовность ему помочь, что придаст ему уверенность в собственных силах. Важно дать ребёнку возможность пробывать, делать попытки, пусть совершать ошибки, но не стараться помочь, выполняя за него задание. Родитель должен оценивать сложность процесса и для создания ситуации успеха упрощать задачу, разделять на этапы, показывать своим примером. Главное для ребёнка становится результат его деятельности и ваша реакция. Будьте внимательны, похвалите его, выделив, что он сделал хорошо, а над чем придётся ещё потрудиться.

При таком родительском подходе мотивации у ребёнка желания овладеть навыком или изучить новый процесс, малыш с большей степенью уверенности в своих силах, не боясь попасть в просак, будет готов на тренировки.

Как правило, слова «тренировка, тренироваться» ассоциируется у нас с рутиной, преодолением, монотонной непривлекательной работой. Это действительно может быть таковым, но задача специалистов объяснить и помочь организовать процесс освоения нового материала через повторения и тренировки у ребёнка с ОВЗ максимально комфортно и интересно.

Специалисты ГБОУ РОЦ № 76 помогут найти подход и наладить освоение нового в любой сфере жизнедеятельности ребёнка. С помощью диагностики и анализа будет определён уровень текущего развития ребенка и зона ближайшего роста, а также будут оценены факторы тормозящие и, наоборот, стимулирующие это развитие. По итогам будет сформирован план индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Здесь очень хочется попросить Уважаемых РОДИТЕЛЕЙ быть более внимательными, терпеливыми и поддержать своего ребёнка в таком тяжёлом труде, как обучение новому. Только в тесном партнёрстве мы сможем достичь поставленных целей!

Для примера работы Метода тренировки, разберём ситуацию:

  • ребенок с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и вторичным нарушением – умственной отсталостью. Для освоения функции обучения в образовательном учреждении ребёнку необходимо время для механического заучивания задачи, которая звучит так: приходя в класс нужно сидеть за партой, слушать учителя и выполнять задания. Ребёнок ранее не имел опыта организованной учебной деятельности, выполнения заданий в условиях класса. Для него основным занятием была игра. Как же помочь ребёнку, не умеющему анализировать происходящее, не способному выстраивать причинно-следственные связи и делать выводы? Как не только объяснить, что требуется и каковы новые правила взаимодействия и какие новые предъявляемые к нему требования, но и мотивировать на выполнение этой задачи, на достижение результатов?

Дело в том, что ребёнок с такими комплексными нарушения не сможет самостоятельно оценить окружающую ситуацию и принять для себя решение поступать так или иначе, регуляторно-волевые способности также являются дефицитарными в данном случае. Получается, что ребёнок не осознает, почему вчера можно было играть за столом в любимую игрушку, а сегодня нельзя. Вот для формирования образовательного (учебного) навыка, умения находиться, сидя за столом, при этом не играть, а выполнять задания, нужно прибегнуть к методу тренировки.

Первое, что требуется от взрослого – это объяснить ребёнку об изменении его жизненной ситуации, он стал взрослее, посещает школу, возможно показать наглядно картинки в книгах, почитать рассказы, показать свои фото в школе – для формирования визуального восприятия и ассоциативного запоминания: что же там (в школе) делают ?

Вторая задача заключается в демонстрации этого занятия на собственном и совместном примере. А именно, создайте учебный уголок школьника, в котором появятся новые предметы: стол, стул, полки с книгами и другие атрибуты школы.

Сядьте с ребёнком за стол и сыграйте в ролевую игру «Школа», рассказывайте, кто и что должен делать в той или иной роли, меняйтесь ролями. Таким образом, ребёнок приобретает опыт новой роли и погружается в неё наиболее благоприятно, ведь семья и дом – это гарантия спокойствия для него.

Такие игры без изменения правил рекомендуется повторять регулярно.

Затем вводить непосредственно требования по выполнению заданий. Важно, если у ребёнка не получается выполнить это задание, не стремитесь сделать за него, чтобы поддержать его – этим только покажите, что вы умеете, а он нет, и интерес может пропасть надолго именно к таким заданиям.

Таким образом, постепенно ребёнок привыкает к новым условиям учебной среды и воспринимает требования, предъявляемые к нему в школе.

Тренируйтесь на здоровье!

Кожевникова Светлана Викторовна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.