Современные проблемы родительства

Родители и ребенокАннотация: Статья посвящена актуальным проблемам родительства в воспитании ребенка, так как семья, являясь первоначальным общественным этапом в жизни человека. Рассматриваются современные педагогические проблемы в воспитании, обозначены эффективные механизмы помощи педагога родителям в решении проблем воспитания.

Ключевые слова: педагогические проблемы родительства, семья, ребенок, личность, воспитательная функция, потребности и желания, здоровая фрустрация.

Современные проблемы родительства

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.

В законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что родители являются первыми педагогами. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Семья – это та малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях, которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Важнейшие характеристики семьи – это её функции, структура и динамика. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Очень значимой функцией является воспитательная, которая состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Она воспитывает сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. А для этого нужно дать детям максимум психического, физического и социального здоровья.

Отличительной особенностью российской семьи от западной, где уже более двух десятилетий понятие «семья» используется во множественном числе, подразумевая разнообразные способы организации частной жизни, в России принято считать нуклеарной единицей – родителей и несовершеннолетних детей.

В середине 1990- х годов впервые в российской социологии исследователем Гурко Т.А. было выделено родительство как отдельная предметная область. Были проанализированы зарубежные теоретические подходы, упорядочен понятийный аппарат, обосновано направление изучения родительства в рамках социологии семьи, реализован ряд проектов по изучению родительства в России. Родительство- это биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребенка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно-нравственным ценностям общества. Благодаря повседневному уходу за ребенком, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь матери и отцы становятся родителями. Однако большинству женщин и мужчин приходится на практике обучаться искусству ухода за детьми, и чувства и умение общения с детьми развиваются по мере роста детей.

Остановимся на проблемах родительства. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи. Заботясь об общественном мнении, родители испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы», это приводит в состояние обеспокоенности и тревожности.

Одновременно родители приобретают профессиональные компетенции: изучают психологию и теорию развития детей, учатся ориентироваться в образовательных предложениях, бывает и сами формируют запрос. К примеру, приводя ребенка в детский сад, сообщают о том, что им важен психологический комфорт, развитие гибких навыков. В свою очередь общий информационный фон создает беспокойство, неоднозначность своих действий. Здесь же велика вероятность информационной перегрузки. Взять в пример синдром FOMO- навязчивый страх упустить хорошую возможность. В этом случае ребенка уже с ранних лет определяют во множественные кружки и секции, посещение репетиторов.

Кроме того, сильно разняться мнения относительно самого вопроса воспитания: например, самое главное, чтобы ребенка любили. Акцент идет на любовь родителей к ребенку, хотя приоритетным выступает само ощущение ребенка в этих отношениях. Каждый, в силу своего личного восприятия, опыта, по-своему старается выразить любовь. Для кого-то любить – это бесконтрольный просмотр телевизора, гаджетов, выполнение капризов по первому требованию. Родитель часто путает понятия потребность и желание ребенка.

Детские потребности вполне обоснованы, и они известны каждым. В первую очередь, речь идет об основных потребностях, которые должны быть удовлетворены в обязательном порядке: ребенку необходимо есть и пить, находиться в тепле, ему нужна забота родителя. Социальные потребности: чтобы рядом кто-то был, ободрял и поддерживал его. Потребности в умственной деятельности: играть, учиться и познавать что-то новое.

Потребности в уверенности и безопасности: не бояться быть брошенным, отвергнутым. В конце концов, потребность жить в среде, которая позволит ему максимум развиваться и проявлять себя. Если же речь идет о том, чтобы обладать сотнями машинок, засыпать всегда в родительской постели, есть только шоколад, то мы имеем дело никак не с потребностями, а лишь с желаниями. Значит и относиться к ним нужно соответствующим образом.

Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры.

«Детям необходимо время от времени переживать здоровую фрустрацию- поясняет Мария Дьячкова, ведущий специалист в России, специалист международного института Recall Healing. – В этот момент ребенок обнаруживает: не все, что ему нужно, находится в пределах его тела и прямо сейчас. Так приходит понимание, что надо сделать что- то самому или обратиться за помощью. Удовлетворяя потребность, ребенок неизбежно меняется внутренне, а значит, развивается».

Зачастую взрослый лишает ребенка возможности встретиться со здоровой фрустрацией, предвосхищая его желания. В результате чего он не осознает ни самих потребностей, ни адекватных средств их удовлетворения. В отношениях с ребенком родителю важно вовремя удержаться от опеки.

Многие современные пороки общества, такие как алкоголь, наркомания, агрессивность, преступность и т. п. берут свои истоки из детства, являясь результатом воспитания родителей с низким уровнем психолого-педагогической культуры, которая выражается в безответственном отношении к выполнению функций воспитания, безграмотностью в решении семейных проблем.

Повышение педагогической культуры родителей – это долгий и сложный процесс, результативность которого зависит от следующий принципов: гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, принцип добровольности, принцип конфиденциальности, единство педагогического просвещения и самообразования родителей, разнообразие форм работ с родителями и детьми, сопровождение специалистами.

Помочь семье в воспитании детей возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Например, родительский лекторий знакомит их с вопросами воспитания, повышает педагогическую культуру, помогает выработать единые подходы к воспитанию. Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы.

Для обмена опытом в воспитании детей уместно провести родительскую конференцию. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме, так как это- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль. К ним относятся педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение педагогов к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Формирование психолого-педагогической базы у родителей является одной из важнейших задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, поскольку общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.

Список литературы:

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.- М.: Юрайт, 2020.-196 с.
2. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых/ А.Г. Асмолов, Н. А.Пастернак.- М.-:Юрайт, 2019.-150 с.
3. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Юрайт. 2020 – 292 с.
4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Учебные пособия. М.: Просвещение 1999, 270 с.
5. Кулик Л.А. Семейное воспитание. Учебные пособия. М.: Просвещение 2003, 175 с.
6. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / сост. В.А. Соловьева. Кострома: Издательство КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. Вып 1. с.102-120

Сумова Татьяна Ивановна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.