Профилактика трудностей общения со сверстниками у первоклассников

Профилактика трудностей общения: Зачем? Для чего? Как?

детиВопрос профилактики и взаимодействия между детьми и их сверстниками сегодня особенно серьезен и актуален. Дети – социальные существа. С рождения у них сильное желание общаться и взаимодействовать с другими людьми. Эта потребность постоянно растет и необходима на протяжении всей жизни.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [28], «Конвенции о правах ребенка» (2000) [7], в Федеральном государственном образовательном стандарте образования (2013) [27] и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется всестороннее развитие личности ребенка. В вышеупомянутом документе говорится, что общение занимает центральное место в успешном взаимодействии со сверстниками и что целью является развитие адекватной культуры общения и построение разумных отношений между ребенком и окружающими его людьми.

Под общением понимают организацию совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей.

Возраст начальной школы чувствителен к формированию такого элемента самосознания, как самооценка, которая включает в себя оценку своих действий, себя, отношения к членам команды, своего статуса в команде. Отношение других к ребенку зависит от его отношения к себе.

Уровень самооценки зависит от активности индивида, его стремления к самообразованию, его участия в деятельности коллектива. Самооценка формируется в основном под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые -педагог, родители. Именно поэтому именно Ваша оценка определяет самооценку учащихся начальной школы.

К трудностям общения у первоклассников со сверстниками можно отнести: уровень самооценки обучающегося, сформированность коммуникаций как общения младших школьников, уровень межличностного общения детей и объём внимания.

Для профилактики трудностей общения продиагностировали первоклассников на определение трудностей и нашли пути решения проблем.

В исследовании принимали участие первоклассники одной из школы города Тулы.

Для проведения диагностики нами были подобраны следующие методики:

  • тест «Лесенка» В.Г. Щура;
  • Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников М.И. Рожкова;
  • Методика «Схема наблюдения» по М.Я. Басову;
  • Методика «Запомни и расставь точки».

Тест «Лесенка» В.Г. Щура

Автор указывает, что важно обращать внимание на то, на какую ступеньку ставит себя ребенок. Для детей в этом возрасте нормально ставить себя на “лучшую” ступеньку. Это связано с тем, что нахождение на более низкой ступени означает негативное отношение к себе и отсутствие уверенности в своих силах. Это очень серьезное расстройство структуры личности, которое может вызывать тревогу.

Анализ самой работы производится путём интерпретации позиций на лесенке. Ответы учащихся показали следующие уровни самооценки:

Исследование показало, что в классе нет детей с резко заниженной или низкой самооценкой. Это хороший показатель. Но, к сожалению, есть дети, у которых уровень самооценки занижен.

Результаты данной диагностики:10 человек из класса, что составляет 33% имеют заниженную самооценку. Подобные школьники неохотно отвечают на уроках, вступают в диалоги, чувствуют себя неуверенно.

Адекватную самооценку имеют 18 человек из класса, что составляет 60%. Эти дети привлекают особое внимание со стороны сверстников для общения.

Завышенную самооценку имеют 2 человека из класса, что составляет 7% (Николай З., Нина Н.). В данном возрасте считается нормой, что ребенок считает себя «самым хорошим».

Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников М.И. Рожкова

Исследование показало, что в 1 «Ж» классе уровень сформированности коммуникации общения разный.

Высокий уровень сформированности коммуникации общения имеют 14 человек из класса, что составляет 47%.

Средний уровень сформированности коммуникации как общения имеют 13 человек из класса, что составляет 43%.

Низкий уровень сформированности коммуникации общения имеют 2 человека из класса, что составляет 10% (Иван А., Анна Л., Эмилия Ш.). Это объясняется тем, что данные учащиеся не посещали дошкольное образовательное учреждение.

Методика «Схема наблюдения» по М.Я. Басову

В данной методике наблюдение проходило исходя из критериев, описанных в самой методике.

Критерии:

1 критерий – владение пластикой (мимика, жесты, пантомимика)

2 критерий – чувствительность к воздействию сверстника

3 критерий – степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

4 критерий – характер участия в действиях сверстника

5 критерий – характер и степень выраженности сопереживанию сверстнику

6 критерий – наличия потребности в общении

7 критерий – продолжительность общения

Высокий уровень межличностного общения имеют 22 человека из класса, что составляет 73%. Средний уровень межличностного общения имеют 8 человек из класса, что составляет 27%.

Детей с низким уровнем межличностного общения в 1 «Ж» классе не выявлено.

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Очень высокий уровень объёма внимания имеют 5 человек 1 «Ж» класса, что составляет 17%. Данные учащиеся справились с заданием без ошибок.

Высокий уровень объёма внимания имеют 6 человек 1 «Ж» класса, что составляет 20%. Данные учащиеся справились с заданием, допустив 1-2 ошибки.

Средний уровень объёма внимания имеют 12 человек 1 «Ж» класса, что составляет 40%. Данные учащиеся допустили 3-4 ошибки в задании.

Низкий уровень объёма внимания имеют 7 человек 1 «Ж» класса, что составляет 23%. Данные учащиеся допустили 5-6 ошибок в задании.

Учащихся с очень низким уровнем объёма внимания в 1 «Ж» классе не выявлено.

С целью оказания психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся первых классов в формировании у них необходимого уровня общения со сверстниками была разработана программа, направленная на профилактику трудностей общения у первоклассников со сверстниками.

Основной целью программы являлась профилактика трудностей общения у первоклассников со сверстниками.

Для профилактики трудностей общения были разработаны рекомендации педагогам в виде игр и упражнений.

Исходя из результатов нашего исследования, делаем вывод, что профилaктикa – вид психологической помощи, нaпрaвленный на предупреждение психических зaболеваний, реaбилитацию психически больных людей, а тaкже на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Необходимо внедрять профилактику трудностей общения в урочную и во внеурочную деятельность. Необходимо создать благоприятный психологический климат в коллективе учащихся.

Мурашко Яна Дмитриевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.