Педагог-психолог: Тараненко Н.О.
Москва 2022
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего курса индивидуальных занятий для обучающихся с задержкой психического развития, получающих образование в общеобразовательных учреждениях, написана с учетом требований ФГОС ДО для детей с ОВЗ, особенностей образовательного процесса в рамках инклюзивного образования и требований АООП ДО.
Настоящая программа предназначена для работы с обучающими с задержкой психического развития детей дошкольного возраста. Программа содержит необходимый материал для организованного коррекционно-образовательного процесса. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей соответствующего возраста, а также специфических особенностей дошкольников с задержкой психического развития и методик обучения детей с интеллектуальными нарушениями и учитывает современные тенденции развития педагогической науки и современные концепции общего и специального образования.
Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:
● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
● Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286;
● Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
● Нормативно-методические документы Министерства просвещения Российской Федерации, Департамента образования и науки г. Москвы и другие нормативно-правовые акты в области образования;
● Рекомендации центральной психолого-медико-педагогической комиссии.
Одной из существенных психолого-педагогических характеристик дошкольников, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность дальнейшего обучения, является их умственное развитие. Основной причиной трудностей воспитанников с когнитивными нарушениями является специфическое развитие их мыслительной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа является обязательной частью деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ДО для обучающихся с ЗПР.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ЦПМПК и ИПРА (при наличии).
По данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Данная программа разработана на основе методических и практическихматериалов следующих авторов: Шевченко С.Г., Морозова И.А., БоряковаН.Ю.,, Касицына М.А., Забрамная С.Д., Баряева Л.Б. В А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаева, С.В. Покровская, С.Л. Антонова, Р.В. Овчарова, Трясоруковой, Н.П. Локаловой,
Основная деятельность педагога-психолога при работе с дошкольниками с когнитивными нарушениями направлена на: изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, и рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей, на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы и коррекция ее недостатков.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в т.ч. психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, решаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в т.ч. психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.
Цель программы – развитие высших психических функций.
Задачи:
• развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
• развитие эмоционально-личностной сферы;
• совершенствование графических навыков;
• развитие тонкой моторики и пространственной ориентации;
Форма и режим коррекционно-образовательной деятельности:
● 2 индивидуальных и/или подгрупповых занятия в неделю с октября по апрель, продолжительностью 15-30 минут в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося и возрастом дошкольника
● диагностические мероприятия (сентябрь и май).
Краткая характеристика группы
ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.
Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.
При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперак-тивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.
Противопоказаниями для реализации программы являются следующие состояния психофизического развития ребенка:
• тяжелые речевые дефекты;
• умственная отсталость;
• дефицитарное развитие, так как занятия с детьми, имеющими дефицит зрительного или слухового восприятия, имеют свою специфику.
Принципы коррекционной работы.
- Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка;
- Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
- Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка;
- Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
- Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учиться все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
- Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
- Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
- Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).
Цели воспитательной работы в процессе реализации программы.
1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, коллектива и стремления следовать им. Ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. Формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей):
● формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
● формирование критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
● развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты
● формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
5. Формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Основное содержание коррекционно-развивающего курса.
При организации коррекционной работы программа предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
• взаимосвязь осуществления коррекции познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) с развитием речи дошкольников;
• ознакомлению с окружающим миром и коммуникации, с НООД по музыке, физкультуре;
• максимальное использование при коррекции у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт – терапии, сказкотерапии, пескотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Состояние детей с ЗПР, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.
Особенности образовательного процесса.
Диагностическая работа по курсу включает:
● выявление особых образовательных потребностей воспитанников при освоении образовательной программы дошкольного общего образования;
● проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся, в том числе методом анализа результатов продуктивной деятельности ребенка;
● определение уровня актуального и зоны ближайшего развития дошкольника, выявление его резервных возможностей;
● изучение развития познавательной, речевой сфер и личностных особенностей воспитанников; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
● мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ дошкольного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
● разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
● выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
● организацию и проведение индивидуальных и/или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития;
● коррекцию и развитие высших психических функций , познавательной и эмоциональной сферы; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования.
Примерное календарно-тематическое планирование
Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка
Тематическое планирование занятий для детей младшего дошкольного возраста
№ | Тема | Содержание занятия | Количество |
1 | Занятие № 1 | Пальчиковая гимнастика
игра «запомни игрушки» Игра « какая игрушка на ощупь» |
1 |
2 | Занятие № 2 | Пальчиковая гимнастика
Игра «найди нужный цвет» игра «Какая игрушка пропала» |
1 |
3 | Занятие № 3 | Пальчиковая гимнастика
Игра «подбери пару» Игра « волшебный мешочек» |
1 |
4 | Занятие № 4 | Пальчиковая гимнастика
Игры на развитие мышления «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» |
1 |
5 | Занятие № 5 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Найди предмет по описанию в помещении» Игра «Сложи картинку» |
1 |
6 | Занятие № 6 | Пальчиковая гимнастика
Дорисуй цветочку кружочек, домику окошко, яблоку веточку «Расскажи мне про игрушку» ( Показывается животное. Ребенку задаются вопросы: чем питается животное, где живет, какого цвета и т.д.) |
1 |
7 | Занятие № 7 | Пальчиковая гимнастика
«Сложи пирамидку» «Сложи радугу» |
1 |
8 | Занятие № 8 | Пальчиковая гимнастика
«Найди лишний предмет» (по цвету, по форме, по величине) Конструирование. «Построй что ни будь из кубиков, построй любой дом, машину» |
1 |
9 | Занятие № 9 | Пальчиковая гимнастика
«Больше, меньше» (найди предметы большие или маленькие) «Спрячь матрешку в сввой домик» (но величине) «Кто какой шарик держит»( по картинке) |
1 |
10 | Занятие № 10 | Пальчиковая гимнастика
«Назови у каждого животного детеныша и подбери картинку» «Найди лишнее и объясни» «Учимся заканчивать предложение |
1 |
11 | Занятие № 11 | Пальчиковая гимнастика
«Соедини рукавички одинакового цвета» «Покажи самый большой и самый маленький зонтик» |
1 |
12 | Занятие № 12 | Игра в магазин. | 1 |
13 | Занятие № 13 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Сложи картинку» Игра «Найди тень» |
1 |
14 | Занятие № 14-15 | Пальчиковая гимнастика
Д/И с палочками Кюзинера |
2 |
15 | Занятие № 16-17 | Пальчиковая гимнастика
Д/И с блоками Дьёныша |
2 |
16 | Занятие № 18 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Что лишнее» Игра «Найди тень» |
1 |
17 | Занятие № 19 | Пальчиковая гимнастика
Конструирование из счётных палочек |
1 |
18 | Занятие № 20 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Найди тень» Игра «Сложи картинку» |
1 |
19 | Занятие № 21 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Волшебный мешочек» Игра «Что пропало» |
1 |
20 | Занятие № 22 | Д/И с палочками Кюзинера | 1 |
21 | Занятие № 23 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Какие животные спрятались» Игра «Найди две одинаковые картинки» |
1 |
22 | Занятие № 24 | Пальчиковая гимнастика
Д/И с блоками Дьёныша |
1 |
23 | Занятие № 25 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Найди всех лягушек» Игра «Найди отличия» |
1 |
24 | Занятие № 26 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Что лишнее» Игра «Рассели по домикам» |
1 |
25 | Занятие № 27 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Найди пару» Игра «Сложи из палочек» |
1 |
26 | Занятие № 28 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Что лишнее» Игра «Чего не стало» |
1 |
27 | Занятие № 29 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Охота» Игра «Найди пару» |
1 |
28 | Занятие № 30 | Пальчиковая гимнастика
Игра «Какой предмет лишний» Игра «Чего не стало» |
1 |
29 | Занятие № 30 | Игра «Волшебный лес» | 1 |
Итого 31 занятие |
Тематическое планирование занятий для детей среднего дошкольного возраста
№
|
Тема | Содержание | Кол-во занятий |
1 | Занятие № 1 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Упражнение «Колечко» Упражнение «Найди мяч, непохожий на остальные» Д.И. «Магазин» Упражнение «Снеговик» |
1 |
2 | Занятие № 2 | Приветствие. Эмоциональная разминка «Рожицы»
«Упражнение «Колечко» «Найди отличия» «Четвёртый лишний» «Какой игрушки не хватает» Разрезанные картинки Релаксация «Отдых на море» |
1 |
3 | Занятие № 3 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Покорми кролика» Задание «Напои птичку» Задание «Найди отличия» |
1 |
4 | Занятие № 4 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Достань мяч» Задание «Напои птичку» Игра «Запомни позу» |
1 |
5 | Занятие № 5 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «В песочнице» Задание «Рыболов» Задание «Лабиринты» |
1 |
6 | Занятие № 6 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Купание куклы» Задание «Утро мальчика» Игра «Магазин» |
1 |
7 | Занятие № 7 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание « Шарик улетел» Задание « Разбитая чашка» Игра «Чего не стало» |
1 |
8 | Занятие № 8 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Увядшие цветы» Задание «Шкодливая кошка» Прощание |
1 |
9 | Занятие № 9 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Игра с кубиками» Задание «Ветка» Игра «Заметь всё» |
1 |
10 | Занятие № 10 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Зайчик и снеговик» Задание «Зимние забавы» Игра «Что лежит в мешочке» Прощание |
1 |
11 | Занятие № 11 | Приветствие. Эмоциональная разминка
«Найди пару» «Сложи картинку» «Найди похожие» |
1 |
12 | Занятие № 12 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Игра «Больше-меньше» Игра «Какие игрушки?» Игра «Из чего сделано?» |
1 |
13 | Занятие № 13 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Игра «Найди похожие» Игра «Сложи картинку» Упражнение в сухом бассейне «Дельфин» Прощание |
1 |
14 | Занятие № 14 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Игра «Что где растёт» «Разрезанные картинки» Игра «Зверюшки на дорожках» |
1 |
15 | Занятие № 15 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Четвёртый лишний Посмотри и запомни Игры в сухом бассейне |
1 |
16 | Занятие № 16 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Разложи по полкам Посмотри и запомни Игры в сухом бассейне |
1 |
17 | Занятие № 17 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание « Вечерняя сказка» Задание «На приёме у доктора» Игра «Найди отличия» Прощание |
1 |
18 | Занятие № 18 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Улица большого города Задание « В детском саду» Игра «Найди и вычеркни» Прощание |
1 |
19 | Занятие № 19 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание « В зоопарке» Задание « В цирке» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди тень» Прощание |
1 |
20 | Занятие № 20 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «В магазине игрушек» Задание « Во дворе» Задание «Что где растёт» Игра «Сложи картинку» Прощание |
1 |
21 | Занятие № 21 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Отгадай» Задание «Найди мяч» Задание «В зоопарке» Игра «Найди отличия» Прощание |
1 |
22 | Занятие № 22 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание « Игрушки-половинки» Задание «Магазин» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди тень» Прощание |
1 |
23 | Занятие № 23 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Котёнок» Задание «Умный цыплёнок» Задание «Четвёртый лишний» Прощание |
1 |
24 | Занятие № 24 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Найди мальчика» Задание «Смелый петушок» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди и вычеркни» Прощание |
1 |
25 | Занятие № 25 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Хлопни в ладоши если услышишь» Задание «Верный друг» Задание «Уборка» Игра «Четвёртый лишний» Прощание |
1 |
26 | Занятие № 26 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание « В зоопарке» Задание « В цирке» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди тень» Прощание |
1 |
27 | Занятие № 27 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Заботливый петушок» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Сложи картинку» Прощание |
1 |
28 | Занятие № 28 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Разложи картинки» Задание «Подбери недостающую картинку» Задание «Что бывает внизу, а что бывает наверху» Игра «Найди предметы» Прощание |
1 |
29 | Занятие № 29 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Будь внимательным» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Найди пару» Игра «Сложи картинку» Прощание |
1 |
30 | Занятие № 30 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «четвёртый лишний» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди отличия» Прощание |
1 |
31 | Занятие № 31 | Приветствие. Эмоциональная разминка
Пальчиковая гимнастика Задание «Вершки и корешки» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Хлопни в ладоши, если услышишь» Игра «Найди пару» Прощание |
1 |
Итого 31 занятие |
Тематическое планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста
№ | Тема занятия | Содержание | Количество |
1 | Занятие №1 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» (мячик Бонни), «Колечко»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета Динамическая пауза: Растяжка “Фараон (1)”. Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко – цепочка”. Запомни предметы |
1 |
2 | Занятие №2 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Познакомимся с ёжиком», «Змейки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета Динамическая пауза: Растяжка «Фараон (2)». Кинезиологическое упражнение: “Зайчик – колечко – цепочка” Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Как мышонок забор красил?”
|
1 |
3 | Занятие №3 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Самомассаж шариком» , «Крючки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки» Динамическая пауза: Растяжка “Ванька – встанька”. Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко – цепочка”. Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения). |
1 |
4 | Занятие №4 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» , «Цепочка»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, сложи картинку Динамическая пауза: растяжка «Струночка (1)». Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка». Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) |
1 |
5 | Занятие №5 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мальчик-пальчик» (колечки), «Колечко»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон, «Угадай по описанию» Динамическая пауза: растяжка «Струночка (2)» Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка». Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Воздушный шарик” (развитие связной речи) |
1 |
6 | Занятие №6 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мяч на ладошке», «Змейки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика А. Леонтьева (опосредованные связи) «Разложи в лукошко, корзинку, вазу фрукты и ягоды» Динамическая пауза: растяжка «Струночка (3)». Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) |
1 |
7 | Занятие №7 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Веселый счет», «Крючки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба Динамическая пауза: растяжка «Струночка (4)» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз» Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) |
1 |
8 | Занятие №8 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Цепочка»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, «Запомни, какие фигуры видел» Динамическая пауза: растяжка «Звезда (1)». Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки «Домик для гусеницы» (развитие связной речи) |
1 |
9 | Занятие №9 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок», «Колечко»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Чего не хватает», «Зашумлённые предметы», «Подбери крышку к кастрюле» Динамическая пауза: Растяжка «Звезда (2)» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) |
1 |
10 | Занятие №10 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики – мальчики» (колечки), «Змейки».
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, «Какое слово нужно исключить?», «Назови лишний признак» Динамическая пауза: растяжка «Звезда (3)» Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса). |
1 |
11 | Занятие №11 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!», «Крючки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Продолжи ряд(по цвету)», «Простые аналогии» Динамическая пауза: Растяжка «Дотянись» Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Удивительное превращение” |
1 |
12 | Занятие №12 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Добрый ежик» (мячик су-джог), «Цепочка»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика Бурдона. Методиа Пьерона Рузера Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик» Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения). |
1 |
13 | Занятие №13 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Колечко»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки на животе и диафрагме)» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица» Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) |
1 |
14 | Занятие №14 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Хитрец – огурец», «Змейки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний предмет», «Продолжи ряд геометрических фигур» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки над головой)» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки «Песочный замок» |
1 |
15 | Занятие №15 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:пальчики играют (колечки), «Крючки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Простые аналогии», «Заплаточки», «Что забыл нарисовать художник» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (одноименные локоть и колено)» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения)
|
1 |
16 | Занятие №16 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:волшебный шарик, «Цепочка»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Найди лишнюю птицу», «Назови части суток по порядку от заданного» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (разноименные локоть и колено)» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) |
1 |
17 | Занятие №17 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Ёжик непоседа», «Колечко»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний признак времени года», Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в одном направлении)» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки «Зимняя прогулка» |
1 |
18 | Занятие №18 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Змейки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Дорисуй насекомое», методика Кооса Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в другом направлении)» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения).
|
1 |
19 | Занятие №19 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Шарик непростой», «Крючк»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, построй дом и назови его части Динамическая пауза: растяжка «Флажки» Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса)
|
1 |
20 | Занятие №20 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики (колечки)», «Цепочка»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: тест Бурдона Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 1» Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Неудачная прогулка” |
1 |
21 | Занятие №21 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!»
«Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления) Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 2» Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения).
|
1 |
22 | Занятие №22 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Корректурная проба (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания) Динамическая пауза: Растяжка «Локотки» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса)
|
1 |
23 | Занятие №23 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Крючки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон Динамическая пауза: растяжка «Кошечка – собачка» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Утенок и цыпленок” (развитие связной речи). |
1 |
24 | Занятие №24 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок!» (мячик Селли), «Цепочка»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка Динамическая пауза: растяжка «Вращение в локтевых суставах» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения)
|
1 |
25 | Занятие №25 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фрукты (колечки)», «Овощи», «Ягоды», «Колечко»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба Динамическая пауза: растяжка «Вращение в плечевых суставах» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» (повторение). Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»(повторение). Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса)
|
1 |
26 | Занятие №26 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов (развитие восприятия формы предметов) Динамическая пауза: растяжка «Вращение в голеностопном суставе» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение). Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение). Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)
|
1 |
27 | Занятие №27 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика», «Крючки
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:Лишняя картинка (развитие логического мышления) Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) |
1 |
Занятие №28 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика», «Крючки
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Продолжи ряд Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) |
1 | |
Занятие №29 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: логический квадрат Динамическая пауза: растяжка «Вращение в голеностопном суставе» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение). Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение). Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)
|
1 | |
Занятие №30 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: поймай бабочку Динамическая пауза: растяжка «Вращение в голеностопном суставе» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение). Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение). Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)
|
1 | |
Занятие №31 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»
Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: игра «Следопыт» Динамическая пауза: Растяжка «Локотки» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса)
|
1 | |
Итого 31 занятие |
Тематическое планирование занятий для детей подготовительной группы
№ | Тема занятия | Содержание | Количество |
1 | Занятие №1 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Кратковременная речевая память» Задание 2 «Кратковременная зрительная память» Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез Задание 4. Речевые аналогии Задание 5. Гештальт-тест Бендер Рефлексия. |
1 |
2 | Занятие №2 | Вводное упражнение.
Упражнение «Настроение». Основная часть. Задание 6. Произвольное владение речью Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез Задание 8. Визуальные аналогии Задание 9. Абстрактное мышление Рефлексия. |
1 |
3 | Занятие №3 | Вводное упражнение.
Упражнение «У бабушки Маланьи» Основная часть. Упражнение «Интервью» Упражнение «Кухонные предметы» Упражнение «На что это похоже?» Итоговое упражнение. Упражнение «Слово заблудилось» Рефлексия. |
1 |
4 | Занятие №4 | Вводное упражнение.
Упражнение «Горошина» Основная часть. Беседа по теме занятия. Упражнение «Нарисуй овощи» Упражнение «Узнай и назови-1» Упражнение «Волшебная котомка» Итоговое упражнение. Упражнение «Собери овощи» Рефлексия. |
1 |
5 | Занятие №5 | Вводное упражнение.
Упражнение «Собери овощи» Основная часть. Беседа ведущего с детьми по теме прошлого занятия (важно определить, что ребёнок запомнил) Упражнение «Загадай, я отгадаю (овощи)» Упражнение «Узнай и назови-2» (усложнённый) Упражнение «На что похоже?» Итоговое упражнение. Упражнение «Репа–капуста» Рефлексия. |
1 |
6 | Занятие №6 | Вводное упражнение.
Упражнение «Волшебный сад» Основная часть. Упражнение «Найди фрукты» Упражнение «Нарисуй одной рукой». Упражнение«Фантазия» (Можно по тематике) Упражнение «Разложи по группам». Итоговое упражнение. Упражнение «Подсолнух». Рефлексия |
1 |
7 | Занятие №7 | Вводное упражнение
«Раз, два, три, четыре, пять, мы идём во двор гулять» Основная часть Упражнение «Знакомство во дворе». Работа с картинкой, моделирование и проигрывание ситуации знакомства со сверстниками. Итоговое упражнение. Упражнение «Найди Петю». Рефлексия. |
1 |
8 | Занятие №8 | Вводное упражнение.
«Кенгуру». Основная часть. Упражнение «Мышка». Детское лото «Мемо» с животными. Итоговое упражнение Упражнение «Царство животных». Рефлексия. |
1 |
9 | Занятие №9 | Вводное упражнение.
Основная часть. Упражнение «Обезьянки» Упражнение «Смысловые ряды». Упражнение «Зоопарк». Итоговое упражнение Упражнение «Сова». Рефлексия. |
1 |
10 | Занятие №10 | Ритуал приветствия. .
Продолжи слово. Основная часть. Упражнение «Что съел щенок?». Упражнение «Закончи предложение». Упражнение «Учимся запоминать» Итоговое упражнение Упражнение «Слушай и исполняй» Рефлексия. |
1 |
11 | Занятие №11 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Кратковременная речевая память» Задание 2 «Кратковременная зрительная память» Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез Задание 4. Речевые аналогии Задание 5. Гештальт-тест Бендер Рефлексия. |
1 |
12 | Занятие №12 | Вводное упражнение.
Упражнение «Настроение». Основная часть. Задание 6. Произвольное владение речью Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез Задание 8. Визуальные аналогии Задание 9. Абстрактное мышление Рефлексия. |
1 |
13 | Занятие №13 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Право, лево, верх, вниз» Задание 2 «Подбери слова» Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез Задание 4. Штриховка Рефлексия. |
1 |
14 | Занятие №14 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Нарисуй нужную фигуру» Задание 2 «Продолжи ряд деревьев» Задание 3. Логическая таблица Задание 4. «Зашумлённые картинки» Рефлексия. |
1 |
15 | Занятие №15 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Вставки» Задание 2 «Расположи в указанном порядке» Задание 3. «Четвёртый лишний» Рефлексия. |
1 |
16 | Занятие №16 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 Запомни и назови Задание 2 Простые аналогии Рефлексия. |
1 |
17 | Занятие №17 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Четвёртый лишний» Задание 2 «Подбери чашку к блюдцу» Задание 3. «В предмете что-то недорисовано» Рефлексия. |
1 |
18 | Занятие №18 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Четвёртый лишний» Задание 2 «Чего не хватает» Задание 3. Существенный признак Задание 4. «Нелепицы» Рефлексия. |
1 |
19 | Занятие №19 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Нелепицы» Задание 2 «Работа над содержанием загадок» Задание 3. «Работа над смыслом крылатого выражения» Рефлексия. |
1 |
20 | Занятие №20 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Зашумлённые предметы» Задание 2 «Какое слово нужно исключить?» Задание 3. Работа над смыслом пословицы Рефлексия. |
1 |
21 | Занятие №21 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 Работа над смыслом крылатого выражения Задание 2 «Почему так называется?» Рефлексия. |
1 |
22 | Занятие №22 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Существенные признаки» Задание 2 « Выполни группировку» Задание 3. «Нарисуй картинку и расскажи о ней» Рефлексия. |
1 |
23 | Занятие №23 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Четвёртый лишний» Задание 2 Простые аналогии Задание 3. Сложи фигурки из счётных палочек Рефлексия. |
1 |
24 | Занятие №24 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Найди 10 отличий» Задание 2 «Сделай так» Задание 3. «Четвёртый лишний» Рефлексия. |
1 |
25 | Занятие №25 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Заплаточки» Задание 2 Методика Пьеррона-Рузера Задание 3. Классификация по разным признакам Рефлексия. |
1 |
26 | Занятие №26 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 Тест Бурдона Задание 2 Методика Кооса. Рефлексия. |
1 |
27 | Занятие №27 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 Тест кодирования Задание 2 Методика Кооса Задание 3. Работа над смыслом пословицы Задание 4. «Что изменилось?» Рефлексия. |
1 |
Занятие №28 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Дорисуй предмет» Задание 2 «Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ» Задание 3. «Найди 10 отличий» Рефлексия. |
1 | |
Занятие №29 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 Методика А.Н. Леонтьева Задание 2 «В предмете что-то недорисовано» Задание 3. «Лабиринт». Рефлексия. |
1 | |
Занятие №30 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 «Запомни, назови и покажи» Задание 2 «Запомни и разложи правильно» Задание 3. «Четвёртый лишний» Рефлексия. |
1 | |
Занятие №31 | Вводное упражнение.
Основная часть. Задание 1 Развитие ассоциативного мышления Задание 2 «Логический квадрат» Задание 3. «Что неверно в этих предложениях? Рефлексия. |
1 | |
Итого 31 занятие |
Планируемые результаты освоения программы детьми всех возрастных групп:
• повышение концентрации и устойчивости внимания
• увеличение объема вербальной и зрительной памяти
• развитие мышления
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
– ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Система оценки достижений планируемых результатов (формы контроля)
Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой программы (диагностика) проводиться 3 раза в год: вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае.
Для оценки эффективности используются следующие психологические диагностические методы:
Методы оценки результативности
№ | Название шкалы | Автор теста или методики, название | Исследуемая функция |
Восприятие | Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Р.С.Немов | Развитие способности восприятия целостной формы предмета | |
Воображение | Методика «На что это похоже?», Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | Развитие воображения и оригинальности мышления | |
Умение действовать по правилу | Методика «Нарисуй по точкам», Т.Н. Головина | Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец | |
Память | Методика «Назови слова», Е.В.Доценко | Развитие активной памяти ребенка | |
Восприятие | Методика «Эталоны», О.М. Дьяченко | Отнесение свойств предмета к заданному эталону | |
Внимание | Методика «Корректурная проба», Б. Бурдона | Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания | |
Память | Методика
«Запомни предметы», М.М. Семаго |
Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения | |
Связная речь | Методика «Сюжетные картинки»,
И.А Барташникова, А.А Барташников. |
Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла. | |
Мышление | Методика «Исключение лишнего понятия»,
С.Д. Забрамная О.В. Боровик |
Развитие логического мышления | |
Мелкая моторика | Методика «Проведи линии» Е.А. Горбунова | Развитие мелкой моторики руки |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Организация пространства.
Кабинет педагога-психолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны.
В кабинете можно выделить следующие зоны:
● По отношению к детям: учебную зону и двигательно – игровую зону.
Учебная зона рабочего кабинета обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью обучающихся, магнитную доску, рабочий стол педагога-психолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.
Двигательно-игровая зона рабочего кабинета предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и занятий. Зона содержит оснащение игровым материалом развивающего характера.
● По отношению к деятельности специалиста: диагностическую зону, коррекционно-развивающую зону, методическую зону. Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению психологического обследования учащихся. Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал для развития и коррекции познавательной деятельности дошкольника. Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности и содержит также рабочий стол и шкафы для хранения материалов.
2.Программно-методическое и дидактическое обеспечение.
● Компьютерные программы.
● Графические задания.
● Конструктор AVtoys и схемы к нему.
● Комплект пособий для обучающихся с ЗПР (в электронном виде).
● Дидактические игры
Литература:
1. Баряева Л.Б., Логиновой Е.А., Лопатиной Л.В. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под. ред. Л. Б. Баряевой, Логиновой Е. А..— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2019.
2. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения/Под ред. А.В.Можейко, Тамбов, 2017.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
4. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018.
5. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2019.
6. И.А. Лыковой «Цветные ладошки» Программа по художественному и ручному труду, изобразительной деятельности в детском саду.- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2018.
7. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования/ О.А. Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, Е.М. Марич. -М.: Федеральный институт развития образования, 2018.
8. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. М: «Мозаика – Синтез», 2018.
9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: разработка занятий для всех групп с методическими рекомендациями. -М.: школьная Пресса, 2019.
10. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2017.
11. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения»: Программно-методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. – М.: Баласс; РАО, 2018.
12. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», М: Владос, 2019.