Программа коррекционно-развивающего курса индивидуальных занятий для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ФГОС ДО, АООП ЗПР)

Педагог-психолог: Тараненко Н.О.

Москва 2022

Пояснительная записка

dokumentaciyaПрограмма коррекционно-развивающего курса индивидуальных занятий для обучающихся с задержкой психического развития, получающих образование в общеобразовательных учреждениях, написана с учетом требований ФГОС ДО для детей с ОВЗ, особенностей образовательного процесса в рамках инклюзивного образования и требований АООП ДО.

Настоящая программа предназначена для работы с обучающими с задержкой психического развития детей дошкольного возраста. Программа содержит необходимый материал для организованного коррекционно-образовательного процесса. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей соответствующего возраста, а также специфических особенностей дошкольников с задержкой психического развития и методик обучения детей с интеллектуальными нарушениями и учитывает современные тенденции развития педагогической науки и современные концепции общего и специального образования.

Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:

● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
● Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286;
● Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
● Нормативно-методические документы Министерства просвещения Российской Федерации, Департамента образования и науки г. Москвы и другие нормативно-правовые акты в области образования;
● Рекомендации центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

Одной из существенных психолого-педагогических характеристик дошкольников, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность дальнейшего обучения, является их умственное развитие. Основной причиной трудностей воспитанников с когнитивными нарушениями является специфическое развитие их мыслительной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа является обязательной частью деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ДО для обучающихся с ЗПР.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ЦПМПК и ИПРА (при наличии).

По данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

Данная программа разработана на основе методических и практическихматериалов следующих авторов: Шевченко С.Г., Морозова И.А., БоряковаН.Ю.,, Касицына М.А., Забрамная С.Д., Баряева Л.Б. В А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаева, С.В. Покровская, С.Л. Антонова, Р.В. Овчарова, Трясоруковой, Н.П. Локаловой,

Основная деятельность педагога-психолога при работе с дошкольниками с когнитивными нарушениями направлена на: изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, и рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей, на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы и коррекция ее недостатков.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в т.ч. психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, решаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в т.ч. психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.

Цель программы – развитие высших психических функций.

Задачи:

• развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
• развитие эмоционально-личностной сферы;
• совершенствование графических навыков;
• развитие тонкой моторики и пространственной ориентации;

Форма и режим коррекционно-образовательной деятельности:

● 2 индивидуальных и/или подгрупповых занятия в неделю с октября по апрель, продолжительностью 15-30 минут в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося и возрастом дошкольника
● диагностические мероприятия (сентябрь и май).

Краткая характеристика группы

ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.

Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.

При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперак-тивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.

Противопоказаниями для реализации программы являются следующие состояния психофизического развития ребенка:

• тяжелые речевые дефекты;
• умственная отсталость;
• дефицитарное развитие, так как занятия с детьми, имеющими дефицит зрительного или слухового восприятия, имеют свою специфику.

Принципы коррекционной работы.

  1. Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка;
  2. Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
  3. Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка;
  4. Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
  5. Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учиться все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
  6. Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
  7. Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
  8. Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
  9. Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).

Цели воспитательной работы в процессе реализации программы.

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, коллектива и стремления следовать им. Ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. Формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей):

● формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
● формирование критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
● развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты
● формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

5. Формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Основное содержание коррекционно-развивающего курса.

При организации коррекционной работы программа предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

• взаимосвязь осуществления коррекции познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) с развитием речи дошкольников;
• ознакомлению с окружающим миром и коммуникации, с НООД по музыке, физкультуре;
• максимальное использование при коррекции у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт – терапии, сказкотерапии, пескотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Состояние детей с ЗПР, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

Особенности образовательного процесса.

Диагностическая работа по курсу включает:

● выявление особых образовательных потребностей воспитанников при освоении образовательной программы дошкольного общего образования;
● проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся, в том числе методом анализа результатов продуктивной деятельности ребенка;
● определение уровня актуального и зоны ближайшего развития дошкольника, выявление его резервных возможностей;
● изучение развития познавательной, речевой сфер и личностных особенностей воспитанников; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
● мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ дошкольного общего образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

● разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
● выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
● организацию и проведение индивидуальных и/или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития;
● коррекцию и развитие высших психических функций , познавательной и эмоциональной сферы; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования.

Примерное календарно-тематическое планирование

Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка

Тематическое планирование занятий для детей младшего дошкольного возраста

Тема Содержание занятия Количество
1 Занятие № 1 Пальчиковая гимнастика

игра «запомни игрушки»

Игра « какая игрушка на ощупь»

1
2 Занятие № 2 Пальчиковая гимнастика

Игра «найди нужный цвет»

игра «Какая игрушка пропала»

1
3 Занятие № 3 Пальчиковая гимнастика

Игра «подбери пару»

Игра « волшебный мешочек»

1
4 Занятие № 4 Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие мышления «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!»

1
5 Занятие № 5 Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди предмет по описанию в помещении»

Игра «Сложи картинку»

1
6 Занятие № 6 Пальчиковая гимнастика

Дорисуй цветочку кружочек, домику окошко, яблоку веточку

«Расскажи мне про игрушку» ( Показывается животное. Ребенку задаются вопросы: чем питается животное, где живет, какого цвета и т.д.)

1
7 Занятие № 7 Пальчиковая гимнастика

«Сложи пирамидку»

«Сложи радугу»

1
8 Занятие № 8 Пальчиковая гимнастика

«Найди лишний предмет» (по цвету, по форме, по величине)

Конструирование. «Построй что ни будь из кубиков, построй любой дом, машину»

1
9 Занятие № 9 Пальчиковая гимнастика

«Больше, меньше» (найди предметы большие или маленькие)

«Спрячь матрешку в сввой домик» (но величине)

«Кто какой шарик держит»( по картинке)

1
10 Занятие № 10 Пальчиковая гимнастика

«Назови у каждого животного детеныша и подбери картинку»

«Найди лишнее и объясни»

«Учимся заканчивать предложение

1
11 Занятие № 11 Пальчиковая гимнастика

«Соедини рукавички одинакового цвета»

«Покажи самый большой и самый маленький зонтик»

1
12 Занятие № 12 Игра в магазин. 1
13 Занятие № 13 Пальчиковая гимнастика

Игра «Сложи картинку»

Игра «Найди тень»

1
14 Занятие № 14-15 Пальчиковая гимнастика

Д/И с палочками Кюзинера

2
15 Занятие № 16-17 Пальчиковая гимнастика

Д/И с блоками Дьёныша

2
16 Занятие № 18 Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Найди тень»

1
17 Занятие № 19 Пальчиковая гимнастика

Конструирование из счётных палочек

1
18 Занятие № 20 Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди тень»

Игра «Сложи картинку»

1
19 Занятие № 21 Пальчиковая гимнастика

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Что пропало»

1
20 Занятие № 22 Д/И с палочками Кюзинера 1
21 Занятие № 23 Пальчиковая гимнастика

Игра «Какие животные спрятались»

Игра «Найди две одинаковые картинки»

1
22 Занятие № 24 Пальчиковая гимнастика

Д/И с блоками Дьёныша

1
23 Занятие № 25 Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди всех лягушек»

Игра «Найди отличия»

1
24 Занятие № 26 Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Рассели по домикам»

1
25 Занятие № 27 Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди пару»

Игра «Сложи из палочек»

1
26 Занятие № 28 Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Чего не стало»

1
27 Занятие № 29 Пальчиковая гимнастика

Игра «Охота»

Игра «Найди пару»

1
28 Занятие № 30 Пальчиковая гимнастика

Игра «Какой предмет лишний»

Игра «Чего не стало»

1
29 Занятие № 30 Игра «Волшебный лес» 1
Итого 31 занятие

Тематическое планирование занятий для детей среднего дошкольного возраста

 

Тема Содержание Кол-во занятий
1 Занятие № 1 Приветствие. Эмоциональная разминка

Упражнение «Колечко»

Упражнение  «Найди мяч, непохожий на остальные»

Д.И. «Магазин»

Упражнение «Снеговик»

1
2 Занятие № 2 Приветствие. Эмоциональная разминка «Рожицы»

«Упражнение «Колечко»

«Найди отличия»

«Четвёртый лишний»

«Какой игрушки не хватает»

Разрезанные картинки

Релаксация «Отдых на море»

1
3 Занятие № 3 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Покорми кролика»

Задание «Напои птичку»

Задание «Найди отличия»

1
4 Занятие № 4 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Достань мяч»

Задание «Напои птичку»

Игра «Запомни позу»

1
5 Занятие № 5 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание  «В песочнице»

Задание  «Рыболов»

Задание «Лабиринты»

1
6 Занятие № 6 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Купание куклы»

Задание  «Утро мальчика»

Игра «Магазин»

1
7 Занятие № 7 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « Шарик улетел»

Задание « Разбитая чашка»

Игра «Чего не стало»

1
8 Занятие № 8 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Увядшие цветы»

Задание «Шкодливая кошка»

Прощание

1
9 Занятие № 9 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Игра с кубиками»

Задание «Ветка»

Игра «Заметь всё»

1
10 Занятие № 10 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Зайчик и снеговик»

Задание «Зимние забавы»

Игра «Что лежит в мешочке»

Прощание

1
11 Занятие № 11 Приветствие. Эмоциональная разминка

«Найди пару»

«Сложи картинку»

«Найди похожие»

1
12 Занятие № 12 Приветствие. Эмоциональная разминка

Игра «Больше-меньше»

Игра «Какие игрушки?»

Игра «Из чего сделано?»

1
13 Занятие № 13 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди похожие»

Игра «Сложи картинку»

Упражнение в сухом бассейне «Дельфин»

Прощание

1
14 Занятие № 14 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что где растёт»

«Разрезанные картинки»

Игра «Зверюшки на дорожках»

1
15 Занятие № 15 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Четвёртый лишний

Посмотри и запомни

Игры в сухом бассейне

1
16 Занятие № 16 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Разложи по полкам

Посмотри и запомни

Игры в сухом бассейне

1
17 Занятие № 17 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « Вечерняя сказка»

Задание «На приёме у доктора»

Игра «Найди отличия»

Прощание

1
18 Занятие № 18 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Улица большого города

Задание « В детском саду»

Игра «Найди и вычеркни»

Прощание

1
19 Занятие № 19 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « В зоопарке»

Задание « В цирке»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди тень»

Прощание

1
20 Занятие № 20 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «В магазине игрушек»

Задание « Во дворе»

Задание «Что где растёт»

Игра «Сложи картинку»

Прощание

1
21 Занятие № 21 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Отгадай»

Задание «Найди мяч»

Задание «В зоопарке»

Игра «Найди отличия»

Прощание

1
22 Занятие № 22 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « Игрушки-половинки»

Задание «Магазин»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди тень»

Прощание

1
23 Занятие № 23 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Котёнок»

Задание «Умный цыплёнок»

Задание «Четвёртый лишний»

Прощание

1
24 Занятие № 24 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Найди мальчика»

Задание «Смелый петушок»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди и вычеркни»

Прощание

1
25 Занятие № 25 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Хлопни в ладоши если услышишь» Задание «Верный друг»

Задание «Уборка»

Игра «Четвёртый лишний»

Прощание

1
26 Занятие № 26 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « В зоопарке»

Задание « В цирке»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди тень»

Прощание

1
27 Занятие № 27 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Заботливый петушок»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Сложи картинку»

Прощание

1
28 Занятие № 28 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Разложи картинки»

Задание «Подбери недостающую картинку»

Задание «Что бывает внизу, а что бывает наверху»

Игра «Найди предметы»

Прощание

1
29 Занятие № 29 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Будь внимательным»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Найди пару»

Игра «Сложи картинку»

Прощание

1
30 Занятие № 30 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «четвёртый лишний»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди отличия»

Прощание

1
31 Занятие № 31 Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Вершки и корешки»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Хлопни в ладоши, если услышишь»

Игра «Найди пару»

Прощание

1
Итого 31 занятие

Тематическое планирование занятий для детей  старшего дошкольного возраста

Тема занятия Содержание Количество
1 Занятие №1 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» (мячик Бонни), «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета

Динамическая пауза: Растяжка “Фараон (1)”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко – цепочка”.

Запомни предметы

1
2 Занятие №2 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Познакомимся с ёжиком», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета

Динамическая пауза: Растяжка «Фараон (2)».

Кинезиологическое упражнение: “Зайчик – колечко – цепочка”

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Как мышонок забор красил?”

 

1
3 Занятие №3 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Самомассаж шариком» , «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки»

Динамическая пауза: Растяжка  “Ванька – встанька”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко – цепочка”.

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1
4 Занятие №4 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» , «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, сложи картинку

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (1)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1
5 Занятие №5 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мальчик-пальчик» (колечки), «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон, «Угадай по описанию»

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (2)»

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Воздушный шарик” (развитие связной речи)

1
6 Занятие №6 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мяч на ладошке», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика А. Леонтьева (опосредованные связи) «Разложи в  лукошко, корзинку, вазу фрукты и ягоды»

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (3)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1
7 Занятие №7 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Веселый счет», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (4)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1
8 Занятие №8 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, «Запомни,  какие фигуры видел»

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (1)».

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Домик для гусеницы» (развитие связной речи)

1
9 Занятие №9 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Чего не хватает», «Зашумлённые предметы», «Подбери крышку к кастрюле»

Динамическая пауза: Растяжка «Звезда (2)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1
10 Занятие №10 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики – мальчики» (колечки), «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, «Какое слово нужно исключить?», «Назови лишний признак»

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (3)»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса).

1
11 Занятие №11 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Продолжи ряд(по цвету)», «Простые аналогии»

Динамическая пауза: Растяжка «Дотянись»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Удивительное превращение”

1
12 Занятие №12 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Добрый ежик» (мячик су-джог), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика Бурдона. Методиа Пьерона Рузера

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1
13 Занятие №13 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный»,  «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки на животе и диафрагме)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1
14 Занятие №14 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Хитрец – огурец», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний предмет», «Продолжи ряд геометрических фигур»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки над головой)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Песочный замок»

1
15 Занятие №15 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:пальчики играют (колечки), «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Простые аналогии», «Заплаточки», «Что забыл нарисовать художник»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (одноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

 

1
16 Занятие №16 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:волшебный шарик, «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Найди лишнюю птицу», «Назови части суток по порядку от заданного»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (разноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1
17 Занятие №17 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Ёжик непоседа», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний признак времени года»,

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в одном направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Зимняя прогулка»

1
18 Занятие №18 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Дорисуй насекомое», методика Кооса

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в другом направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

 

1
19 Занятие №19 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Шарик непростой», «Крючк»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, построй дом и назови его части

Динамическая пауза: растяжка  «Флажки»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти:

запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

 

1
20 Занятие №20 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики (колечки)», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: тест Бурдона

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 1»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Неудачная прогулка”

1
21 Занятие №21 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!»

«Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 2»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

 

1
22 Занятие №22 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Корректурная проба  (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания)

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

 

1
23 Занятие №23 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: растяжка «Кошечка – собачка»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Утенок и цыпленок” (развитие связной речи).

1
24 Занятие №24 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок!»  (мячик Селли), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в локтевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

 

1
25 Занятие №25 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фрукты (колечки)», «Овощи», «Ягоды», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в плечевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» (повторение).

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»(повторение).

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

 

1
26 Занятие №26 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов  (развитие восприятия формы предметов)

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

 

1
27 Занятие №27 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:Лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1
Занятие №28 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Продолжи ряд

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1
Занятие №29 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: логический квадрат

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

 

1
Занятие №30 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: поймай бабочку

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

 

1
Занятие №31 Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: игра «Следопыт»

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

 

1
   Итого 31 занятие

Тематическое планирование занятий для детей подготовительной группы

Тема занятия Содержание Количество
1 Занятие №1 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Кратковременная речевая память»

Задание 2 «Кратковременная зрительная память»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Речевые аналогии

Задание 5. Гештальт-тест Бендер

Рефлексия.

1
2 Занятие №2 Вводное упражнение.

Упражнение «Настроение».

Основная часть.

Задание 6. Произвольное владение речью

Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез

Задание 8. Визуальные аналогии

Задание 9. Абстрактное мышление

Рефлексия.

1
3 Занятие №3 Вводное упражнение.

Упражнение «У бабушки Маланьи»

Основная часть.

Упражнение «Интервью»

Упражнение «Кухонные предметы»

Упражнение «На что это похоже?»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Слово заблудилось»

Рефлексия.

1
4 Занятие №4 Вводное упражнение.

Упражнение «Горошина»

Основная часть.

Беседа по теме занятия.

Упражнение «Нарисуй овощи»

Упражнение «Узнай и назови-1»

Упражнение «Волшебная котомка»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Собери овощи»

Рефлексия.

1
5 Занятие №5 Вводное упражнение.

Упражнение «Собери овощи»

Основная часть.

Беседа ведущего с детьми по теме прошлого занятия (важно определить, что ребёнок запомнил)

Упражнение «Загадай, я отгадаю (овощи)»

Упражнение «Узнай и назови-2» (усложнённый)

Упражнение «На что похоже?»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Репа–капуста»

Рефлексия.

1
6 Занятие №6 Вводное упражнение.

Упражнение «Волшебный сад»

Основная часть.

Упражнение «Найди фрукты»

Упражнение «Нарисуй одной рукой».

Упражнение«Фантазия» (Можно по тематике)

Упражнение «Разложи по группам».

Итоговое упражнение.

Упражнение «Подсолнух».

Рефлексия

1
7 Занятие №7 Вводное упражнение

«Раз, два, три, четыре, пять, мы идём во двор гулять»

Основная часть

Упражнение «Знакомство во дворе». Работа с картинкой, моделирование и проигрывание ситуации знакомства со сверстниками.

Итоговое упражнение.

Упражнение «Найди Петю».

Рефлексия.

1
8 Занятие №8 Вводное упражнение.

«Кенгуру».

Основная часть.

Упражнение «Мышка».

Детское лото «Мемо» с животными.

Итоговое упражнение

Упражнение «Царство животных».

Рефлексия.

1
9 Занятие №9 Вводное упражнение.

Основная часть.

Упражнение «Обезьянки»

Упражнение «Смысловые ряды».

Упражнение «Зоопарк».

Итоговое упражнение

Упражнение «Сова».

Рефлексия.

1
10 Занятие №10 Ритуал приветствия. .

Продолжи слово.

Основная часть.

Упражнение «Что съел щенок?».

Упражнение «Закончи предложение».

Упражнение «Учимся запоминать»

Итоговое упражнение

Упражнение «Слушай и исполняй»

Рефлексия.

1
11 Занятие №11 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Кратковременная речевая память»

Задание 2 «Кратковременная зрительная память»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Речевые аналогии

Задание 5. Гештальт-тест Бендер

Рефлексия.

1
12 Занятие №12 Вводное упражнение.

Упражнение «Настроение».

Основная часть.

Задание 6. Произвольное владение речью

Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез

Задание 8. Визуальные аналогии

Задание 9. Абстрактное мышление

Рефлексия.

1
13 Занятие №13 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Право, лево, верх, вниз»

Задание 2 «Подбери слова»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Штриховка

Рефлексия.

1
14 Занятие №14 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Нарисуй нужную фигуру»

Задание 2 «Продолжи ряд деревьев»

Задание 3. Логическая таблица

Задание 4. «Зашумлённые картинки»

Рефлексия.

1
15 Занятие №15 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Вставки»

Задание 2 «Расположи в указанном порядке»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1
16 Занятие №16 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Запомни и назови

Задание 2 Простые аналогии

Рефлексия.

1
17 Занятие №17 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 «Подбери чашку к блюдцу»

Задание 3. «В предмете что-то недорисовано»

Рефлексия.

1
18 Занятие №18 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 «Чего не хватает»

Задание 3. Существенный признак

Задание 4. «Нелепицы»

Рефлексия.

1
19 Занятие №19 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Нелепицы»

Задание 2 «Работа над содержанием загадок»

Задание 3. «Работа над смыслом крылатого выражения»

Рефлексия.

1
20 Занятие №20 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Зашумлённые предметы»

Задание 2 «Какое слово нужно исключить?»

Задание 3. Работа над смыслом пословицы

Рефлексия.

1
21 Занятие №21 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Работа над смыслом крылатого выражения

Задание 2 «Почему так называется?»

Рефлексия.

1
22 Занятие №22 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Существенные признаки»

Задание 2 « Выполни группировку»

Задание 3. «Нарисуй картинку и расскажи о ней»

Рефлексия.

1
23 Занятие №23 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 Простые аналогии

Задание 3. Сложи фигурки из счётных палочек

Рефлексия.

1
24 Занятие №24 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Найди 10 отличий»

Задание 2 «Сделай так»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1
25 Занятие №25 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Заплаточки»

Задание 2 Методика Пьеррона-Рузера

Задание 3. Классификация по разным признакам

Рефлексия.

1
26 Занятие №26 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Тест Бурдона

Задание 2 Методика Кооса.

Рефлексия.

1
27 Занятие №27 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Тест кодирования

Задание 2 Методика Кооса

Задание 3. Работа над смыслом пословицы

Задание 4. «Что изменилось?»

Рефлексия.

1
Занятие №28 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Дорисуй предмет»

Задание 2 «Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Задание 3. «Найди 10 отличий»

Рефлексия.

1
Занятие №29 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Методика А.Н. Леонтьева

Задание 2 «В предмете что-то недорисовано»

Задание 3. «Лабиринт».

Рефлексия.

1
Занятие №30 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Запомни, назови и покажи»

Задание 2 «Запомни и разложи правильно»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1
Занятие №31 Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Развитие ассоциативного мышления

Задание 2 «Логический квадрат»

Задание 3. «Что неверно в этих предложениях?

Рефлексия.

1
 Итого 31 занятие

Планируемые результаты освоения программы детьми всех возрастных групп:

• повышение концентрации и устойчивости внимания
• увеличение объема вербальной и зрительной памяти
• развитие мышления

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

– ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Система оценки достижений планируемых результатов (формы контроля)

Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой программы (диагностика) проводиться 3 раза в год: вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае.
Для оценки эффективности используются следующие психологические диагностические методы:

Методы оценки результативности

Название шкалы Автор теста или  методики, название Исследуемая функция
Восприятие Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Р.С.Немов Развитие способности восприятия целостной формы предмета
Воображение Методика «На что это похоже?», Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Развитие воображения и оригинальности мышления
Умение действовать по правилу Методика «Нарисуй по точкам»,  Т.Н. Головина Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец
Память Методика «Назови слова», Е.В.Доценко Развитие активной памяти ребенка
Восприятие Методика «Эталоны»,                О.М. Дьяченко Отнесение  свойств предмета к заданному эталону
Внимание Методика «Корректурная проба», Б. Бурдона Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания
Память Методика

«Запомни предметы»,

М.М. Семаго

Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения
Связная речь Методика «Сюжетные картинки»,

И.А Барташникова,  А.А Барташников.

Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.
Мышление Методика «Исключение лишнего понятия»,

С.Д. Забрамная

О.В. Боровик

Развитие логического мышления
Мелкая моторика Методика «Проведи линии» Е.А. Горбунова Развитие мелкой моторики руки

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Организация пространства.

Кабинет педагога-психолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны.

В кабинете можно выделить следующие зоны:

● По отношению к детям: учебную зону и двигательно – игровую зону.

Учебная зона рабочего кабинета обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью обучающихся, магнитную доску, рабочий стол педагога-психолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.

Двигательно-игровая зона рабочего кабинета предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и занятий. Зона содержит оснащение игровым материалом развивающего характера.

● По отношению к деятельности специалиста: диагностическую зону, коррекционно-развивающую зону, методическую зону. Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению психологического обследования учащихся. Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал для развития и коррекции познавательной деятельности дошкольника. Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности и содержит также рабочий стол и шкафы для хранения материалов.

2.Программно-методическое и дидактическое обеспечение.

● Компьютерные программы.
● Графические задания.
● Конструктор AVtoys и схемы к нему.
● Комплект пособий для обучающихся с ЗПР (в электронном виде).
● Дидактические игры

Литература:

1. Баряева Л.Б., Логиновой Е.А., Лопатиной Л.В. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под. ред. Л. Б. Баряевой, Логиновой Е. А..— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2019.
2. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения/Под ред. А.В.Можейко, Тамбов, 2017.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
4. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018.
5. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2019.
6. И.А. Лыковой «Цветные ладошки» Программа по художественному и ручному труду, изобразительной деятельности в детском саду.- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2018.
7. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования/ О.А. Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, Е.М. Марич. -М.: Федеральный институт развития образования, 2018.
8. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. М: «Мозаика – Синтез», 2018.
9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: разработка занятий для всех групп с методическими рекомендациями. -М.: школьная Пресса, 2019.
10. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2017.
11. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения»: Программно-методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. – М.: Баласс; РАО, 2018.
12. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», М: Владос, 2019.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.