Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

фольклорВ дошкольном возрасте сказки занимают в жизни ребенка огромную роль. Они присутствуют в каждом доме и дети их любят. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Из них они узнают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Удивительный сказочник Д. Родари утверждает следующее:

– существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;

– сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных представлений, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

– сказки далеко не полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого развития и активного воспитания добрых чувств;

– с развитием массового телевидения читать детям стали меньше. Ребенок сидит чаще у телевизора, чем с книгой.

По работе ведем кружковую деятельность «Мир сказок» с целью нравственного развития дошкольников. В основу взяли работу Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Задачи:

– нравственное формирование личности ребенка;

– учить детей сравнивать, сопоставлять;

– развивать воображение, мышление;

– развивать речь, общение.

Для чего необходим «нравственный урок»?

На каждом занятии просматриваем мультфильм из русских народных сказок, потом начинаем ее обсуждать, искать главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок». Разбираем хорошие и плохие поступки героев, показываем свое отношение к ним, также сочиняем и добавляем что-то свое или меняем конец сказки, что развивает воображение и мышление дошкольника. Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В ходе изучения каждой сказки в конце занятия посвящаем проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй.

Сказки позволяют ребенку испытывать различные эмоции, переживания, увидеть добро и зло, различать героев, воспитывает любовь к близким, миру.

В нашей кружковой работе мы пытаемся через отечественные мультфильмы учить и нравственно развивать дошкольника.

Литература

1. Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997.- 464 с.
2. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-112 с.

Ноговицына А.П.,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.