Требования к аттестации педагогов-психологов

Как должен подготовиться к аттестации педагог-психолог и какие документы нужно собирать. Аттестация педагогов-психологов.

Категории педагогов-психологовВ 2020 году аттестация педагогов должна проходить по новым правилам, единым для всех регионов.

Сейчас региональные департаменты и министерства образования сами определяют содержание аттестации для всех категорий педагогов.

Как должен подготовиться к аттестации педагог-психолог и какие документы нужно собирать

Как педагоги-психологи проходят аттестацию на категорию?

Также, как и другие педагоги. Педагог-психолог сразу после поступления на работу имеет право подать заявление на аттестацию. Не факт, что сразу у него будут результаты для получения категории, но право это у него есть.

В аттестационную комиссию педагог-психолог должен предоставить заявление по установленной форме и характеристику-представление от образовательного учреждения. В некоторых регионах требуют также представление от окружного методического центра.

Есть регионы, в которых после подачи заявления педагог должен заполнить портфолио на интернет-портале или в бумажном виде. Например, в Пермском крае педагог заполняет портфолио, получает оценку от эксперта и приглашается на заседание комиссии.

Иногда комиссия дает право педагогу проходить аттестацию заочно и не присутствовать на заседании. Эксперт оглашает свое решение, комиссия голосует за или против присуждения квалификационной категории.

В других регионах педагогу кроме сдачи портфолио нужно провести открытый урок или пройти квалификационное собеседование.

В Московской области раньше комиссия должна была посетить рабочее место педагога-психолога. Только после этого комиссия примет решение о присвоении категории.

Что должно быть в портфолио педагога-психолога?

Перечень документов в портфолио для аттестации педагога-психолога на первую категорию:

1. Результаты повышения квалификации по профилю педагогической деятельности.

2. Результаты использования новых образовательных технологий.

3. Результаты коррекционно-развивающей и профилактической работы.

При аттестации на первую категорию в описании программы психодиагностического обследования должны быть отражены следующие компоненты:

  •  Обозначена цель психодиагностического обследования.
  •  Описаны группы/субъекты принимавшие участие в обследовании: возраст, пол, ступень образования.
  •  Форма проведения обследования (индивидуальная/групповая).
  •  Описание батареи методик обследования по предложенной схеме: название методики, автор методики (или автор адаптации, модификации), источник описания (с указанием фамилии и инициалов автора сборника и редактора, места, издательства и года издания, ссылка на интернет-ресурс) , назначение методики, стимульный материал и оборудование, инструкция, процедура обследования, способ обработки, регистрируемые показатели, среднегрупповые, шкальные или уровневые значения, интерпретация показателей.
  •  Порядок предъявления методик.
  •  Специфические требования к проведению обследования: характеристики помещения, временные рамки.

4. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

5. Результаты выявления и развития способностей воспитанников, обучающихся, показатели динамики их достижений.

6. Результаты участия в профессиональных конкурсах.

7. Поощрения за профессиональную деятельность в формате таблицы.

Критерии оценки портфолио отличаются в разных регионах. Но, как правило, эксперты оценивают результаты диагностики обучающихся, организацию работы по всем направлениям, результаты обучающихся в социальной деятельности, трансляцию педагогического опыта.

Психолог должен показать результаты реализации психолого-педагогических программ. Причем доказать это с помощью результатов диагностики.

То есть психолог проводит серию тренингов по социальной адаптации для пятиклассников и показывает динамику: после занятий ребята стали лучше взаимодействовать с одноклассниками и учителями, стали меньше переживать из-за оценок, конфликтов, школьных мелочей.

Также эксперт оценит, как организовано психолого-педагогическое консультирование.

Причем психолог должен показывать результаты консультирования всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей. В идеале должны быть предоставлены результаты диагностики: если она не проводилась, то указано количество консультаций в год.

Также педагог-психолог может рассказать о всех направлениях своей работы — указать темы занятий по психологическому просвещению, перечислить диагностические мероприятия, рассказать о коррекционных занятиях.

Если педагог-психолог разработал программы психологической коррекции или иные программы, он может указать это в портфолио.

От педагога-психолога не всегда требуют указывать результаты учеников. Но если психолог вместе с ребятами участвовал в волонтерских, социально-педагогических или просветительских проектах, то это тоже стоит указывать в портфолио.

Также нужно рассказать об участии в профессиональных конкурсах и трансляции педагогического опыта. Как правило, психологи делятся опытом хотя бы в своих образовательных учреждениях или на методических объединениях.

Педагог-психолог может указать о своем дополнительном образовании. Но если он не проходил переподготовку или повышение квалификации, комиссия не имеет права отказать ему в получении категории.

На что обратят внимание в первую очередь при аттестации педагогов-психологов?

Все зависит от эксперта.

Если эксперт — психолог-практик, он заинтересуется организацией рутинной работы, темами консультаций и коррекционными занятиями.

Эксперт из педагогического вуза скорее всего обратит внимание на результаты диагностики и всевозможных мониторингов.

Также эксперты обратят внимание на взаимодействие с другими специалистами — социальным педагогом, педагогом-организатором, специалистами школьной службы примирения. Это не всегда легко включить в портфолио: возможно стоит оформить отдельным документом программу взаимодействия со смежными специалистами.

Эксперты часто обращают внимание на то, как оценивает свое портфолио педагог.

В некоторых регионах педагоги проставляют баллы за каждый пункт портфолио. Иногда эксперты ставят баллы не выше, чем поставил себе педагог. Это не всегда логично, но эксперт как бы видит планку и не превышает ее.

 

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.