В чем заключается работа детского психолога?
В первую очередь, это диагностика.
Первая встреча с детским психологом – диагностическая. Психолог проводит психодиагностику:
1. Уровня развития ребенка (соответствие возрастным нормам, уровень и особенности развития интеллекта, сформированность возрастных навыков, в т.ч. школьных).
2. Эмоциональной сферы:
– наличие страхов;
– уровень тревожности;
– агрессивность.
3. Познавательной сферы:
– интеллект;
– внимание, память;
– особенности и нарушения мышления.
4. Личностных особенностей ребенка:
– самооценка;
– темперамент;
– особенности характера.
Нейропсихологическая диагностика включает оценку уровня развития:
– восприятия;
– речевого развития;
– двигательной сферы;
– развития мелкой и общей моторики;
– латеральной организации (ведущее полушарие, ведущая рука).
Специальная диагностика:
– готовность к школе;
– профориентационное тестирование.
Методы психотерапии
Коррекционные методы:
– игровые;
– поведенческие;
– арт (рисунок, лепка);
– sand-play (песочная терапия);
– сенсомоторная коррекция;
– консультирование родителей по вопросам воспитания, взаимодействия с детьми.
Занятия с детским психологом проводятся индивидуально и в группах.
С чего начинается консультация ребенка детским психологом?
Со сбора необходимой информации. Для этого родителям желательно привезти с собой:
– медицинскую карту ребенка (часто нарушения здоровья, проблемы во время беременности и родов являются причиной психологических проблем ребенка и родителей);
– рисунки ребенка;
– его школьные тетради.
Далее психологом осуществляется формирование индивидуальной коррекционной программы – определение частоты, длительности и формы (индивидуально, группа) работы.
Составление договора.
Психологическая коррекция.
Возможна повторная психодиагностика, получение рекомендаций.
С какой периодичностью надо заниматься с детским психологом?
Обычно встречи с психологом проводятся один раз в неделю. Но нередко возникает необходимость встречаться два раза в неделю в первый месяц работы. Определить необходимую частоту можно только лишь после первой, а иногда второй встречи.
В ходе коррекционной работы психолог может дать ребенку и родителям 1- 3 недели времени на формирование каких-либо навыков или новых форм поведения на основе полученных на консультации рекомендаций.
Длительность курса занятий с детским психологом
Не менее 10 занятий. Существуют различные коррекционные программы.
Краткосрочные: 10-12 встреч, что занимает около трех месяцев.
Длительные: до 1 года и более.
При этом частота встреч меняется в ходе коррекции, делаются перерывы, общение с психологом происходит в режиме консультаций, психологического сопровождения ( 1-2 раза в месяц и реже).
Формы работы
Занятия с детским психологом могут проходить индивидуально, в парах (два ребенка, родитель-ребенок). Предусмотрена также групповая форма работы (детские и детско-родительские группы).