Проект «Формирование гибких компетенций у детей старшего дошкольного возраста»
Паспорт проекта муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад № 24»
Пункт программы | Содержание |
Наименование проекта
|
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста |
Актуальность проекта | В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «гибкими навыками», или softskills. Гибкие навыки необходимы в любом виде деятельности.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. |
Вид проекта | Познавательный, игровой |
Цель проекта | формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений. |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Дети, педагог-психолог,воспитатели группы, родители |
Сроки реализации | (Декабрь 2021 — апрель 2022) , подгрупповой |
Основные формы реализации проекта | Презентации
коррекционные упражнения игры (дидактические, предметные) |
Этапы реализации | Подготовительный этап:
Изучение теоретического опыта по развитию у дошкольников пространственных представлений по Семаго Н.Я Создать соответствующую развивающую среду Составить картотеку дидактических, развивающих игр на формирование пространственных отношений Основной этап: Работа с детьми: Анализ расположения частей лица Анализ строения частей тела Развитие право- левой ориентировки Игры на поверхностную чувствительность Игры на локализацию ощущений в теле Игры с материалами Игры на перемещение тела в пространстве Игры в мяч Игра «Веселые человечки» Рисование на вертикальных поверхностях Игры на определение взаимоотношений между внешними объектами Игры на формирование схематического пространства Дидактические игры на развитие квазипространственных представлений Работа с родителями: Консультация для родителей: «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников», «Роль игр в формировании пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу,спереди ,сзади, далеко, близко.», «Использование ИКТ в формировании пространственных представлений» Заключительный этап. Размещение видеоролика о проделанной работе в соцсетях. Выставка схем, графических диктантов детей . |
Ожидаемые результаты | В ходе реализации проекта у дошкольников будут формироваться пространственные представления в процессе практической деятельности. |
Автор проекта:
педагог-психолог
Зимовейская Т.А.