Программа психологической коррекции “Ступеньки успеха”

Данная программа предназначена для психологов, может быть использована в работе педагогов для коррекции и развития эмоциональной и коммуникативной сферы младших подростков.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ «СТУПЕНЬКИ УСПЕХА» для подростков 11-13 лет

Пояснительная записка

успехПрограмма разработана с целью развития эмоциональной регуляции поведения детей, формирования позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, предупреждения и снижения тревожности, формирования адекватной самооценки, развития эмпатии и рефлексии. Актуальность программы заключается в необходимости вырабатывать и развивать коммуникативные навыки у детей. Целесообразно начать эту работу как можно раньше, корректируя и предупреждая возможные психологические проблемы. Коррекционные занятия будут более эффективными, если ребенок будет получать положительную обратную связь, заинтересованную поддержку взрослых.

Стремительно меняющиеся социальные условия выдвигают жесткие требования к подрастающему поколению. Ребята должны обладать целым рядом навыков социальной адаптации: уметь общаться с самыми разными категориями людей, продуктивно работать в команде, улаживать конфликты, быть способным организовать себя на трудовую и учебную деятельность.

Психологические проблемы детей нуждаются в целенаправленной коррекции. Огромное значение здесь имеет способность практического психолога создать положительный эмоциональный фон, что достигается в ходе организации и проведения занятий с продуманным подбором последовательности игр, упражнений и коррекционных процедур.

Усвоение социальных навыков происходит наиболее успешно в ходе игровой деятельности. Дети получают новые впечатления, приобретают соци-альный опыт и усваивают новые модели общения, которые невозможно освоить в ходе обычной учебной деятельности.

Предложенная программа коррекционно-развивающих занятий призвана повышать самооценку детей, сформировать у них активную жизненную позицию, позитивное отношение к жизни. Ребенок нуждается в возможности выражать и реализовывать собственные цели. Чтобы вырасти социально активной личностью, он должен научиться принимать решения, индивидуально и совместно с другими брать на себя ответственность за свои поступки.

В результате процессуального наблюдения и выявленных в ходе групповой работы психологических особенностей детей могут быть выработаны практические рекомендации родителям с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Поэтому целесообразно заканчивать программу коррекционно-развивающих занятий консультационными встречами с родителями.

Цели и задачи программы

Цель коррекционно-развивающих занятий: создание условий для формирования эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, создание адекватного «Образа Я», что будет способствовать полноценному развитию личности каждого ребенка. Отработка взаимодействия в коллективе.

Задачи:

– формировать позитивный образ «Я» у ребенка, основанный на адекватной самооценке;
– снизить уровень тревожности у детей;
– совершенствовать мыслительные способности;
– развивать эмоциональное восприятие;
– оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия.

Этапы и сроки реализации программы

Программа включает 4 этапа коррекции и реабилитации:

1 этап – диагностический (выявление недостатков эмоционально – психологической сферы детей);

2 этап – реализационный (коррекция недостатков эмоционально – психологической сферы, отработка умений и навыков);

3 этап – контрольный (промежуточная диагностика);

4 этап – результативный (подведение итогов работы группы, рефлексия, заключительная диагностика)

Срок реализации программы: в течение 2 месяцев.

Содержание программы

Программа включает в себя 16 групповых занятий, которые состоят из сюжетно-ролевых игр, тренинговых упражнений, элементов групповой дискуссии, элементов арт-терапии, релаксационных упражнений.

Программа разбита на следующие блоки:

• Знакомство с группой – 1 занятие
• Развитие коммуникативных навыков – 6 занятий
• Осознание внутренних конфликтов – 2 занятия
• Формирование позитивной самооценки – 4 занятия
• Коррекция тревожности – 2 занятия
• Подведение итогов – 1 занятие

Форма работы – групповая с элементами индивидуальной.

Методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из четырех частей:

1. Приветствие. Представляет собой ритуал, выбранный группой, и позволяет участникам настроиться на рабочий лад.

2. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

3. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания по определенной теме занятия.

4. Рефлексия занятия. Участники делятся своими чувствами, впечатлениями, мнениями, говорят о своем настроении.

Условия и периодичность проведения

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников – не более 10 – 12 человек. Время проведения: 40 минут.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение, в котором помимо удобной мебели будет место для активных форм работы.

Ожидаемые результаты:

• повышение самооценки детей;
• снижение тревожности;
• развитие эмпатии и рефлексии;
• развитие коммуникативных навыков;
• формирование у детей активной жизненной позиции;
• наличие позитивного отношения к жизни.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

 Кол-во часов

1 Знакомство с группой 1
2 Коммуникация: что это такое? 2
3 Проблемы межличностного общения 2
4 Пойми себя 2
5 Что такое продуктивное взаимодействие 2
6 Самооценка и самоуважение 2
7 Сделай свою самооценку позитивной 2
8 Что делать с тревожностью? 2
9 Подведение итогов. Рефлексия 1
ИТОГО: 16

Список литературы:

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
2. Мустакас К. Игровая терапия. – М., 2000.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2001.

Портнова Тамара Владимировна,
психолог ГКУСО МО Дмитровский семейный центр
помощи семье и детям «Остров надежды»

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.