Данная программа предназначена для психологов, может быть использована в работе педагогов для коррекции и развития эмоциональной и коммуникативной сферы младших подростков.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ «СТУПЕНЬКИ УСПЕХА» для подростков 11-13 лет
Пояснительная записка
Программа разработана с целью развития эмоциональной регуляции поведения детей, формирования позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, предупреждения и снижения тревожности, формирования адекватной самооценки, развития эмпатии и рефлексии. Актуальность программы заключается в необходимости вырабатывать и развивать коммуникативные навыки у детей. Целесообразно начать эту работу как можно раньше, корректируя и предупреждая возможные психологические проблемы. Коррекционные занятия будут более эффективными, если ребенок будет получать положительную обратную связь, заинтересованную поддержку взрослых.
Стремительно меняющиеся социальные условия выдвигают жесткие требования к подрастающему поколению. Ребята должны обладать целым рядом навыков социальной адаптации: уметь общаться с самыми разными категориями людей, продуктивно работать в команде, улаживать конфликты, быть способным организовать себя на трудовую и учебную деятельность.
Психологические проблемы детей нуждаются в целенаправленной коррекции. Огромное значение здесь имеет способность практического психолога создать положительный эмоциональный фон, что достигается в ходе организации и проведения занятий с продуманным подбором последовательности игр, упражнений и коррекционных процедур.
Усвоение социальных навыков происходит наиболее успешно в ходе игровой деятельности. Дети получают новые впечатления, приобретают соци-альный опыт и усваивают новые модели общения, которые невозможно освоить в ходе обычной учебной деятельности.
Предложенная программа коррекционно-развивающих занятий призвана повышать самооценку детей, сформировать у них активную жизненную позицию, позитивное отношение к жизни. Ребенок нуждается в возможности выражать и реализовывать собственные цели. Чтобы вырасти социально активной личностью, он должен научиться принимать решения, индивидуально и совместно с другими брать на себя ответственность за свои поступки.
В результате процессуального наблюдения и выявленных в ходе групповой работы психологических особенностей детей могут быть выработаны практические рекомендации родителям с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Поэтому целесообразно заканчивать программу коррекционно-развивающих занятий консультационными встречами с родителями.
Цели и задачи программы
Цель коррекционно-развивающих занятий: создание условий для формирования эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, создание адекватного «Образа Я», что будет способствовать полноценному развитию личности каждого ребенка. Отработка взаимодействия в коллективе.
Задачи:
– формировать позитивный образ «Я» у ребенка, основанный на адекватной самооценке;
– снизить уровень тревожности у детей;
– совершенствовать мыслительные способности;
– развивать эмоциональное восприятие;
– оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия.
Этапы и сроки реализации программы
Программа включает 4 этапа коррекции и реабилитации:
1 этап – диагностический (выявление недостатков эмоционально – психологической сферы детей);
2 этап – реализационный (коррекция недостатков эмоционально – психологической сферы, отработка умений и навыков);
3 этап – контрольный (промежуточная диагностика);
4 этап – результативный (подведение итогов работы группы, рефлексия, заключительная диагностика)
Срок реализации программы: в течение 2 месяцев.
Содержание программы
Программа включает в себя 16 групповых занятий, которые состоят из сюжетно-ролевых игр, тренинговых упражнений, элементов групповой дискуссии, элементов арт-терапии, релаксационных упражнений.
Программа разбита на следующие блоки:
• Знакомство с группой – 1 занятие
• Развитие коммуникативных навыков – 6 занятий
• Осознание внутренних конфликтов – 2 занятия
• Формирование позитивной самооценки – 4 занятия
• Коррекция тревожности – 2 занятия
• Подведение итогов – 1 занятие
Форма работы – групповая с элементами индивидуальной.
Методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из четырех частей:
1. Приветствие. Представляет собой ритуал, выбранный группой, и позволяет участникам настроиться на рабочий лад.
2. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
3. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания по определенной теме занятия.
4. Рефлексия занятия. Участники делятся своими чувствами, впечатлениями, мнениями, говорят о своем настроении.
Условия и периодичность проведения
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников – не более 10 – 12 человек. Время проведения: 40 минут.
Для проведения занятий необходимо просторное помещение, в котором помимо удобной мебели будет место для активных форм работы.
Ожидаемые результаты:
• повышение самооценки детей;
• снижение тревожности;
• развитие эмпатии и рефлексии;
• развитие коммуникативных навыков;
• формирование у детей активной жизненной позиции;
• наличие позитивного отношения к жизни.
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1 | Знакомство с группой | 1 |
2 | Коммуникация: что это такое? | 2 |
3 | Проблемы межличностного общения | 2 |
4 | Пойми себя | 2 |
5 | Что такое продуктивное взаимодействие | 2 |
6 | Самооценка и самоуважение | 2 |
7 | Сделай свою самооценку позитивной | 2 |
8 | Что делать с тревожностью? | 2 |
9 | Подведение итогов. Рефлексия | 1 |
ИТОГО: | 16 |
Список литературы:
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
2. Мустакас К. Игровая терапия. – М., 2000.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2001.
Портнова Тамара Владимировна,
психолог ГКУСО МО Дмитровский семейный центр
помощи семье и детям «Остров надежды»