Проблема формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

детиАннотация: в статье рассматривается проблема формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование, эмпатия, дети старшего дошкольного возраста.

В современном обществе одной из тревожных тенденций является снижение гуманности в отношениях людей, что представляет собой важную социальную проблему. К важнейшей характеристике, которая определяет гуманное отношение к другому индивиду, относится эмпатия. В многочисленных исследованиях отмечается, что она необходима для полноценного развития личности, нормального становления межличностных отношений людей (Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, А. Д. Кошелева и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает решение задачи формирования эмпатии у дошкольников в содержательной линии «социально-личностного развития».

Эмпатия относится к одной из ведущих социальных эмоций и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей.

Она предполагает личное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.

Проблема изучения эмпатии в исследованиях специалистов имеет два подхода. А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, А. Д. Кошелева, К. Роджерс и др. рассматривают ее, связывая с нравственными и эстетическими чувствами. Другие ученые (Л. И. Божович, Е. Н. Васильева, Л. П. Выговская, Ю. А. Менджерицкая, С. Н. Сорокоумова и др.) изучали эмпатию как один из аспектов человеческих отношений.

Многие психологи определяют эмпатию как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека (К. Роджерс, Т.П. Гаврилова). В результате авторы исследований пришли к выводу о том, что в эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер.

Д. Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого служит реальным условием развития социальной децентрации. В связи с этим, ученый подчеркивал, что эмпатия влияет на совершенствование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма» [4].

Т. П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сопереживание и сочувствие, поскольку способствует в случае сопереживания проявить эгоистические тенденции, а в случае сочувствия – альтруистические. В данном случае, автор считает, что сопереживание более простая форма эмпатии, а сочувствие – более сложная [2].

А. Г. Басова отмечает, что формирование эмпатии происходит на всех этапах развития ребенка и является одним из важнейших показателей его социализации, культуры взаимодействия [1]. На ступени старшего дошкольного возраста эмпатия является одним из главных механизмов формирования нравственных качеств ребенка, так как в этот возрастной период закладывается и укрепляется первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание, которое проявляется на основе эмоционального заражения и идентификации. В 5–6 лет ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

У ребенка в старшем дошкольном возрасте все активнее формируются нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, а также моральные оценки собственных действий и поступков их товарищей. Идентификация со сверстниками формирует у него способность ставить себя на место других, относясь к себе как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с моральными нормами. С. И. Семенака отмечает, что в соответствии с нормами реализовывается принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка развивается предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для окружающих и его самого [3].

Основной целью программы для детей старшего дошкольного возраста является формирование у них эмпатии через гармонизацию эмоционально-личностного развития, развитие способности слушать другого, понимать его чувства, расширение репертуара эмоциональных состояний. В соответствии свыше обозначенной целью были поставлены следующие задачи: повышение самооценки и сплочение группы; формирование коммуникативных качеств личности: симпатии, антипатии; развитие умения отражать эмоциональные состояния людей; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого.

Содержание работы с детьми необходимо реализовывать через ряд последовательных этапов. Целью первого этапа является создание эмоционально положительного настроя, сплочения группы и развитие умения определять и изображать эмоции (радость, грусть, злость, удивление). На данном этапе можно включить упражнения, направленные на знакомство и создание эмоционально положительного настроя, такие как «Давайте поздороваемся», «Я очень хороший» и др.. Использование этих упражнений позволит создать атмосферу доверия и безопасности.

На втором этапе происходит закрепление умения различать эмоциональные состояния, формирование эмпатии, развитие рефлексии эмоциональных состояний и умения сотрудничать. Для этого были использованы специальные упражнения, которые развивали осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимания того, что конкретно для этого можно сделать.

Третий этап посвятить снятию психоэмоционального напряжения. Н данном этапе проводить, например, такие упражнения, как «Дружба двух цветов» и «Ласковые слова».

Проанализировав психологическую и педагогическую литературы можно отметить, что выделяется лишь некоторая совокупность признаков, раскрывающих ее сущность. Также остается нерешенной и проблема построения динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой бы в достаточной мере разрабатывались педагогические условия и представлялись конкретные технологии.

Создание условий для формирования эмпатии на этапе старшего дошкольного возраста является одним из основных направлений работы психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Таким образом, в исследованиях ученых отмечается, что эмпатия является сложным многоуровневым феноменом, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека.

Литература

1. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254-256

Комиссарова Анна Сергеевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.