Зона психологической разгрузки в детском саду

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.

Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Зона (или уголок) психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

• Обучение социально приемлемым способам поведения;
• Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);
• Обучение общению, решению конфликтов;
• Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;
• Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:

• Разнообразие материалов;
• Доступность;
• Безопасность;
• Актуальность;
• Креативность.

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки по ФГОС

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению зоны психологической разгрузки:

– Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

– Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

– На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

– Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

– Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

– При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

– Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

– Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

– Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).

– «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

– «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

– «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

– Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

– Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

– Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

– Красивый настольный фонтан, водопад.

– Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.

– Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).

– Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

– Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

– Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

– Коллекции морских ракушек, магнитов.

– Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

– Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.

– Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

– Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы

– В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

– Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.

– Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

– «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».

– «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

– «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

Игры-манипуляции с предметами

Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

Дидактические игры

Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

Речевые игры с использованием предметов

Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

Изобразительная деятельность

Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

Физическая деятельность

В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке психоэмоциональной разгрузки ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Примеры использования материалов психологического уголка

1. Игры с клубочками.

Цель: успокоить расшалившихся детей.

2. «Мешочки настроений».

Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

3. «Коробочка примирения».

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

4. «Мыльные пузыри».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

5. «Варежки – мирилки»

Цель: научить разным способам примирения после ссоры.

6. «Горячие ножки» или коврик злости

Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.

7. «Стаканчики для крика».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Для каждой возрастной группы разработаны рекомендации по устройству уголков психологической разгрузки.

2 группа раннего возраста

• уголок для уединения;
• телефон «Позвони маме»;
• груша для битья, поролоновые подушки;
• мякиши «Веселые смайлики»;
• аудио диск «Колыбельные». 2 группа раннего возраста
• уголок для уединения;
• телефон «Позвони маме»;
• груша для битья, поролоновые подушки;
• мякиши «Веселые смайлики»;
• аудио диск «Колыбельные».

Младшая группа

• уголок для уединения;
• телефон «Позвони маме»;
• груша для битья, поролоновые подушки;
• мякиши «Веселые смайлики»;
• коврик злости;
• стаканчики для крика;
• аудио диск «Колыбельные». Младшая группа
• уголок для уединения;
• телефон «Позвони маме»;
• груша для битья, поролоновые подушки;
• мякиши «Веселые смайлики»;
• коврик злости;
• стаканчики для крика;
• аудио диск «Колыбельные».

Средняя группа

• уголок для уединения;
• массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
• коврик дружбы;
• стаканчик для крика;
• груша для битья, поролоновые подушки;
• тактильные смайлики (рис, мука, горох);
• гусеница из пуговиц;
• рукавички для примирения;
• аудиодиск «Музыка для сна. Релаксация».

Средняя группа

• уголок для уединения;
• массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
• коврик дружбы;
• стаканчик для крика;
• груша для битья, поролоновые подушки;
• тактильные смайлики (рис, мука, горох);
• гусеница из пуговиц;
• рукавички для примирения;
• аудиодиск «Музыка для сна. Релаксация».

Старшая группа

• массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
• коврик злости;
• обруч для примирения;
• стаканчик для крика;
• корзина с бумагой для разрывания;
• толстая веревка для узелков;
• теннисные мячики;
• груша для битья;
• тактильные смайлики (рис, мука, горох);
• зеркало;
• рукавички для примирения;
• аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Старшая группа

• массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
• коврик злости;
• обруч для примирения;
• стаканчик для крика;
• корзина с бумагой для разрывания;
• толстая веревка для узелков;
• теннисные мячики;
• груша для битья;
• тактильные смайлики (рис, мука, горох);
• зеркало;
• рукавички для примирения;
• аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Подготовительная к школе группа

• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
• коврик злости;
• коробочка примирения;
• обруч для повышения самооценки;
• стаканчик для крика;
• корзина с бумагой для разрывания;
• толстая веревка для узелков;
• стул размышлений;
• мешочки настроения;
• груша для битья;
• зеркало;
• рукавички для примирения;
• аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Подготовительная к школе группа

• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
• коврик злости;
• коробочка примирения;
• обруч для повышения самооценки;
• стаканчик для крика;
• корзина с бумагой для разрывания;
• толстая веревка для узелков;
• стул размышлений;
• мешочки настроения;
• груша для битья;
• зеркало;
• рукавички для примирения;
• аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Скачать презентацию

Подготовила: педагог-психолог Кабанова Ю. А.,
руководитель МО раннего, младшего и среднего возраста

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.