Методическая разработка на тему: «Группы адаптационных детско-родительских встреч»

Пояснительная записка

Адаптация ребенкаАдаптация к своему первому коллективу в дошкольном учреждении – один из самых сложных периодов как для самих воспитанников, так и для родителей и педагогов. В рамках данной программы мы будем определять адаптацию как мягкое вхождение ребёнка в новую для него среду со своими правилами и нормами, а также процесс привыкания к новым условиям. Часто решать вопросы адаптации приходится по ходу воспитательного процесса, что бывает довольно болезненно для родителей и детей.

При этом скорость приспособления к новым условиям у каждого ребёнка разная. Это зависит от уровня психологической зрелости, от условий проживания, воспитания внутри семьи, состояния здоровья, уже сформированных навыков самообслуживания, качества взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми и т.д. Также есть дети с высоким уровнем тревожности, для которых все эти процессы становятся более сложными.

За первые три года жизни ребенок успевает пройти огромный путь в своем развитии и уже готов к переходу в дошкольный период детства. В начале этого пути у него в памяти остаются яркие впечатления от встречи с новой социальной средой – детским садом, где ему предстоит расти и развиваться ближайшие несколько лет.

Первая встреча с детским садом – это непростое время как для детей, так и для их родителей. Капризы, слезы и противостояние малыша, ещё вчера проводившего всё своё время рядом с мамой, добавляют стресса в семейные будни. Пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития малыша.

Что же провоцирует стресс у детей и их родителей? Дети, попадая в новую для них обстановку, должны жить по правилам, принятым в группе, отличающимся от жизни в семье. Они чувствуют себя неуверенно, боятся самостоятельно совершить какие-либо действия, находясь в чужих стенах в кругу незнакомых людей. Однако современному педагогу – человеку, способному создавать условия для всестороннего развития дошколят, владеющему методикой дошкольного образования, постоянно работающему над собой, обладающему специальными умениями и навыками, постоянно совершенствующему своё мастерство, осваивающему инновационные технологии, нетрадиционные методики, помочь ребенку на этапе адаптации несложно. Сложнее завоевать доверие современных родителей, которые получают представление о проживании дошкольного периода ребенком в детском саду на интернет-форумах и в родительских чатах, и не всегда эта информация бывает положительной. А ведь самое главное – положительный настрой родителя на детский сад, если родитель уверен, что детский сад надежное место, где его ребенку будет комфортно и уютно, так же будет считать и малыш. Как правило, маленькие дети, чувствуют настрой родителя на уровне внутренних ощущений.

Для того чтобы снизить напряженность данного периода жизни ребенка и родителя, мы разработали программу адаптационных детско-родительских встреч с педагогами, которые помогают семье легче пережить период перемен, связанных с поступлением ребёнка в детский сад.

Благодаря таким встречам педагог может исследовать и оценить семейную среду, от понимания которой в конечном счете и зависит дальнейшая качественная коммуникация с родителями.

С помощью специальных инструментов, игр, упражнений родители вовлекаются во внутренний процесс воспитания детей в стенах дошкольного учреждения и таким образом начинают мыслить в едином русле с педагогами. Мы как разработчики программы считаем вовлечение родителей в этот процесс на раннем этапе очень важным.

От того, как будет проходить социализация ребёнка в дошкольном коллективе, во многом зависит и то, как он будет в дальнейшем адаптироваться к социальной среде с ее социальными нормами, правилами и ценностями, как он будет общаться с новыми людьми при первой встрече.

Основная цель педагога в рамках данной программы – заручиться доверием со стороны родителей и детей. Познакомить семьи воспитанников между собой. Познакомить родителей с педагогами, которые будут воспитывать ребенка в детском саду.

Задачи:

● оказание консультативной и практической помощи родителям по вопросам адаптации к условиям детского сада;

● помощь детям и родителям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к условиям детского сада;

● развитие навыков общения родителей с детьми и новых игровых способов взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

● снятие тревожности у родителей и детей в период перехода ребенка на новый уровень развития;

● появление интереса родителей к работе детского сада, вопросам воспитания детей, улучшению детско-родительских отношений;

● развитие навыка свободного, доверительного общения между детьми и воспитателями, родителями и воспитателями;

● первичное знакомство воспитателей и специалистов детского сада с родителями и новыми воспитанниками до начала учебного года.

Встречи педагогов с детьми и их родителями проходят на территории дошкольного корпуса ежедневно с 20.08 по 31.08 (10 занятий). Заключительная встреча проходит в виде знакомства с детским садом. Дети могут познакомиться с группой и поиграть. Для родителей организовывается знакомство с музыкальным залом и спортивным залом, консультации специалистов (по запросу).

В программу включены совместные игры, приемы вовлечения родителей в диалог, развлечения, беседы в формате «педагог-родитель-ребенок». Такие встречи помогают родителям снять большинство вопросов о пребывании ребёнка в дошкольных группах, снизить тревожность относительно адаптации к новым условиям, а нам, специалистам, позволяют наметить пути индивидуального подхода к каждому ребенку в дальнейшей работе. Поэтому первого сентября у нас меньше слез и больше позитива.

Структура встреч

1. Приветствие (рефлексивный круг)

Используется для создания рабочей обстановки, снятия напряженности, установления доверительных отношений.

2. Практическая часть

Игровое упражнение для детей с включением в деятельность родителей.

3. Теоретическая часть

Информационный раздел, где раскрывается суть темы встречи.

4. Рефлексия

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Серия занятий «Группы адаптационных детско-родительских встреч»

Встреча 1. Тема «Нестрашный детский сад»

Ход встречи

1. Приветствие

Участникам встречи предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, называть себя в удобной для них форме и своего ребёнка, приветствовать соседа словами: «Я рад(а) вас видеть!»

2. Практическая часть

Речевая игра «Летела муха».

Летела муха около уха и жужжала: ж-ж-ж-ж-ж-ж (круговые движения пальцев вокруг уха).

Летели осы около носа: С-с-с-с (круговые движения пальцев вокруг носа).

Летел комар и звенел комар з-з-з (круговые движения вокруг головы) Сел на лоб, а мы его – хлоп!

И поймали в кулачок. (хлопнуть ладошкой по лбу и зажать кулак). Послушай, как звенит: з-з-з-з! (поднести кулак к уху).

Пусть домой летит! (разжать кулак)

Хороводная игра «Колпачок».

Дети встают в круг, внутри круга водящий – Колпачок сидит на корточках. Дети идут по кругу:

Колпачок, Колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки.

Дети останавливаются и грозят Колпачку пальцем: Мы тебя кормили, Мы тебя поили.

Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги: На ноги поставили. Хлопают в ладоши: Танцевать заставили. Колпачок танцует.

Дети приговаривают: Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Колпачок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами: Я люблю, конечно, всех, Но вот эту больше всех. На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.

3. Теоретическая часть

– ребёнок сам захочет идти в детский сад, если вы правильно о нем расскажете (как начать разговор о детском саде, что говорить ребенку и как часто);

– распорядок дня в детском саду;

– о каких трудностях в детском саду рассказать ребенку и как их преодолеть.

4. Рефлексия.“ Выбери солнышко”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостное солнышко;

– сердитое солнышко;

– испуганное солнышко;

– удивленное солнышко;

– довольное солнышко.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Поговорите с ребенком о детском саде. Чтение книг из серии «Я иду в детский сад».

Встреча 2. Тема «Такой важный режим дня»

Ход встречи

1. Приветствие

Участникам встречи предлагается стать в круг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Доброе утро!

Собрались все гости в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

2. Практическая часть

Родителям совместно с детьми предлагается создать картину. Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи, нитки, бумага, картон, бросовый материал.

(В процессе выполнения задания звучит спокойная музыка.)

3. Теоретическая часть

– режим дня и физиология дошкольника;

– режим дня детского сада;

– важность соблюдения режима в выходные дни – залог успеха

4. Рефлексия. “Выбери смайлик”

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостный смайлик;

– сердитый смайлик;

– испуганный смайлик;

– удивленный смайлик;

– довольный смайлик.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Переходите на режим дня детского сада. Отслеживайте время, когда ребенку нужно вставать и ложиться спать, гулять, кушать. Проговаривайте ему: «Тебе пора спать», «Сейчас погуляем и пойдем кушать».

Встреча 3. Тема «Ритуал прощания»

Ход встречи

1. Приветствие

Участникам встречи предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, называть себя в удобной для них форме и своего ребёнка, затем кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют их в момент ожидания жизни ребенка в условиях детского сада.

2. Практическая часть

Хороводная игра «Пузырь»

Все дети и взрослые берутся за руки и становятся близко друг к другу. И говорят слова:

Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Рваздувайся большой, Да не лопайся. А он ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф–ф-ф-ф-ф-ф, а он ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-щ-ш-ш-ш-ш, а он с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с. (вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг) Взрослый говорит – «Лопнул пузырь» Все вместе говорят “Ш-ш-ш-ш” и сдувают пузырь (опять маленький круг)

Игра повторяется.

3. Теоретическая часть

– что такое ритуал прощания;

– зачем ребенку ритуал прощания;

– зачем маме ритуал прощания;

– как создать свой ритуал прощания.

4. Рефлексия “Выбери пузырик”

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостный пузырик;

– сердитый пузырик;

– испуганный пузырик;

– удивленный пузырик;

– довольный пузырик.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Придумайте свой ритуал и начните его использовать каждый день при расставании с ребенком.

Встреча 4. Тема «Освоение ребенком навыков самообслуживания»

Ход встречи

1. Приветствие

Упражнение «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад.

2. Практическая часть

Хороводная игра «Подними ладошки выше»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Крыша вышла.

А под крышей

Мы с тобой.

Вышел новый домик с крышей,

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше

А потом согни дугой.

Что же вышло?

Вышли гуси,

Вот один, а вот – другой.

У бабуси жили гуси,

Вот один, а вот – другой

Подними ладошки выше.

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик.

Мостик ровный и прямой.

Через мостик ходим в гости.

Мостик ровный и прямой.

Подними ладошки снова.

Сделай круглые рога.

Что же вышло там?

Корова.

Она даст нам молока.

Очень жирного, парного

Она даст нам молока.

(движения в соответствии с текстом)

3. Теоретическая часть

– элементарные навыки самообслуживания – помощники ребенка в период адаптации.

4. Рефлексия “Выбери капельку”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостная капелька;

– сердитая капелька;

– испуганная капелька;

– удивленная капелька;

– довольная капелька.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Ответьте себе на вопросы: «Умеет ли мой ребенок надевать и снимать носочки, колготки, трусики, шортики?» «Сможет ли мой ребенок попроситься на горшок?» Если ответы утвердительные — отлично! Если нет — у вас еще есть время для ежедневных тренировок перед детским садом. Удачи!

Встреча 5. Тема «Почему в детском саду дети начинают чаще болеть и как это связано с адаптацией»

Ход встречи

1. Приветствие

Упражнение «Сегодня замечательный день».

Участникам встречи предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку продолжить предложение «Сегодня замечательный день, потому что…»

2. Практическая часть

Подвижная игра «Поезд»

Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий. Кто едет в поезде?

Куклы да матрешки.

Стрелочник, стрелочник Вышел из сторожки.

Вот какой паровоз

К празднику купили!

Вот какой паровоз

Детям подарили!

Дальняя, дальняя,

Дальняя дорога,

Вдоль нашей комнаты

Прямо до порога.

3. Теоретическая часть

– как родители влияют на адаптацию ребенка;

– какие типы поведения мамы мешают адаптации;

– «эффективное время»

4. Рефлексия “Выбери тучку”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостная тучка;

– сердитая тучка;

– испуганная тучка;

– удивленная тучка;

– довольная тучка.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Начните использовать «эффективное время» с ребенком ежедневно.

Встреча 6. Тема «Кому лучше водить ребёнка в сад. Маме или папе?»

Ход встречи

1. Приветствие

Упражнение «Веселый мяч».

Участникам встречи предлагается, передавать мяч из рук в руки со словами «Вот бежит веселый мячик быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот сейчас расскажет нам… зачем ребенку детский сад?»

2. Практическая часть

Звучит детская веселая музыка. Дети с помощью родителей выполняют задания на фитбол мяче.

Предлагаем на память сделать красивые мячики, а взрослые помогут в этом. (участники рассаживаются за стол, где заранее приготовлен материал: заготовлены фигуры мячиков, клей, настриженные нитки.)

3. Теоретическая часть

– отводит самый спокойный, забирает самый эмоциональный;

– по дороге из детского сада;

4. Рефлексия “Выбери мячик”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостный мячик;

– сердитый мячик;

– испуганный мячик;

– удивленный мячик;

– довольный мячик.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Играем в детский сад, с соблюдением режима и правил. По очереди ребенок проигрывает разные роли.

Встреча 7. Тема «Никогда не обманывайте ребенка»

Ход встречи

1. Приветствие

Участникам встречи предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, говорить на какое природное явление похоже их сегодняшнее настроение.

2. Практическая часть

Пальчиковая игра “Раз, два, три, четыре, пять!”

Хотят пальчики все спать.

Этот пальчик – хочет спать,

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – уж уснул,

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Пальчики вы не будите!

Утро ясное придёт.

Солнце красное взойдет.

Будут пальчики вставать.

Наших деток одевать.

Встали пальчики, ура!

Одеваться нам пора!

Пальчиковая живопись.

Участникам предлагается рисование пальчиковыми красками.

Пример: Взрослый рисует дерево, ребенок листья. (гроздь винограда, ветка рябины)

3. Теоретическая часть

– говорите с ребенком спокойно и уверенно;

– не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от пустышки или бутылочки) в период адаптации;

– обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда.

4. Рефлексия “Выбери конфетку”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостную конфетку;

– сердитую конфетку;

– испуганную конфетку;

– удивленную конфетку;

– довольную конфетку.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Продолжаем играть в детский сад, с соблюдением режима и правил. По очереди ребенок проигрывает разные роли.

Встреча 8. Тема «Заместители мамы в период адаптации к условиям детского сада»

Ход встречи

1. Приветствие

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

2. Практическая часть

Игра «У медведя во бору»

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

3. Теоретическая часть

– какие могут быть заместители мамы;

– призываем на помощь сказку или игру;

4. Рефлексия “Выбери подсолнух”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостный подсолнух;

– сердитый подсолнух;

– испуганный подсолнух;

– удивленный подсолнух;

– довольный подсолнух.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Учите ребенка раздеваться и аккуратно складывать вещи на стульчик. Заодно проверьте его одежду — насколько удобно будет малышу снимать и надевать ее самостоятельно. Не стремитесь ускорить процесс раздевания, помогая ребенку. Уделите этому чуть больше времени. Если у ребенка не получается сложить вещи, сделайте это вместе. Главное — не торопите его и не ругайте за неловкость.

Встреча 9. Тема «Адаптация без слез»

Ход встречи

1. Приветствие

Дай ладошечку, моя крошечка

Я поглажу тебя по ладошечке.

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

(под музыку «Я на горку шла…»)

2. Практическая часть

«Песенка друзей» С.Михалков (дети встают в цепочку и идут друг за другом)

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.

Припев: Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая — Вот компания какая!

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей.

Припев. Мы ехали, мы пели

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Нам солнышко светило,

Нас ветер обвевал;

В пути не скучно было,

И каждый напевал: Припев.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Дети свободно группируются или строятся в колонну.

Взрослый:

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, дети идут шагом

По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам.. прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед

В яму – бух! присаживаются на корточки

“Вылезли из ямы” дети поднимаются.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом – Здесь мы живем.

3. Теоретическая часть

– адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни;

– три степени адаптации;

– факторы, определяющие успешность адаптации к условиям детского сада.

4. Рефлексия “Выбери листик”.

Дети выбирают изображения и прикрепляют их на магнитную доску.

Сейчас моё настроение похоже на:

– радостный листик;

– сердитый листик;

– испуганный листик;

– удивленный листик;

– довольный листик.

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Купите и повесьте в доме два пластиковых крючка на уровне плеч ребенка — в ванной для полотенца и в прихожей для верхней одежды. Приучайте ребенка вытирать руки после мытья и самостоятельно вешать полотенце на крючок. Организуйте совместное мытье рук с ребенком, чтобы он повторял за вами действия в нужной последовательности. Когда возвращаетесь домой, помогайте ребенку снять верхнюю одежду, но учите вешать ее на крючок.

Встреча 10. Тема «Экскурсия по детскому саду»

Ход встречи

1. Приветствие

Участникам встречи предлагается, передавая по кругу мягкую игрушку, кратко сформулировать те чувства и эмоции, связанные с поступлением ребёнка в детский сад, которые у них остались после цикла встреч.

2. Практическая часть

Экскурсия по детскому саду. Знакомство с группой и предметно-развивающей средой, спальней, музыкальным залом, спортивным залом. Консультации специалистов (по запросу).

3. Рефлексия

Подведение итогов встречи, обратная связь, прощание.

Задание для семьи. Ознакомиться с памяткой для родителей «Адаптация без слез».

Список используемой литературы

  1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  2. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. /Составитель Русаков А.С. 2-е издание, дополненное – Образовательные проекты, 2016.
  3. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации. /Овсепян – Карапуз, 2017.
  4. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопр. ФГОС ДО /С.В.Бакунина. – Учитель, 2020.
  5. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО /И.А.Лыкова, Е.Д.Файзуллаева. – Цветной мир, 2018.
  6. В детский сад без слёз. Книга для родителей / Е.А.Ульева. – Стрекоза, 2018
  7. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адапт. период по программе “От рождения до шк.” ФГОС ДО /Г.П.Попова. – Учитель, 2020.
  8. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений. /Г.П.Попова. – Учитель, 2020.
  9. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. /Е.А.Долженко. – Учитель, 2020.

Автор:
Михайлина Елена Александровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.