Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста. Ведь никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Детям с ранних лет нравится играть в песочнице, лепить, строить, пересыпать. Но возможность использования простого речного песка для игр детей ограничены тёплым временем года. А использование простого речного песка в домашних условиях сопрягается с трудностями хранения и поддержания чистоты после использования.
В своей коррекционно-развивающей работе я использую цветную рисовую крупу, которую окрасила в домашних условиях с помощью пищевых красителей. Цветная крупа даёт возможность перенести в неё любые обучающие и коррекционно – развивающие задания или упражнения, так как такие занятия имеют дополнительный эффект – с одной стороны, значительно повышается мотивация к занятиям, а с другой – в более наглядной форме происходит обучение, ускоряя развитие всех познавательных процессов у дошкольников.
Игры и упражнения с использованием цветной крупы способствуют: -развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности; -развитию изобразительной и конструктивной деятельности; -развитию мышления, памяти, речи, внимания; -развитию воображения, творческих способностей; -решению психологических и эмоциональных проблем у детей; -развитию интеллекта, усвоению новых бытовых навыков; – развитию умения детей взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Из опыта работы с цветной крупой видно, что игры – упражнения вызывают у детей большой интерес, так как процесс обучения происходит во взаимосвязи с ведущим видом деятельности дошкольников – игрой. В своей работе занятия с цветной крупой провожу с воспитанниками имеющими различные нарушения. Детям очень нравятся занятия с использованием цветной рисовой крупы. Цветная крупа привлекает детей, необычным цветом и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании с крупой.
Рекомендации по приготовлению цветной крупы: Для этого нужно взять: рис, пищевые красители, воду, ёмкости для покраски.
Как покрасить рис?
1. Делим рис на желаемое количество цветов. У меня были такие красители: красный, синий, желтый, зелёный. Я поделила рис на 4 части, каждую насыпала в отдельную ёмкость.
2. Разводим красители в небольшом количестве воды.
3. Добавляем по 1 столовой ложке каждого красителя в ёмкости с рисом.
4. Хорошо перемешиваем рис с красителями.
5. Высыпаем рис на бумагу.
6. Сушим рис при комнатной температуре, пока рис не станет рассыпчатым.
7. Теперь можно пересыпать рис в коробки для хранения.
8. Окрашенный рис можно смешивать, чтобы получились интересные сочетания.
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога – психолога на тему: ” Путешествие в крупяную страну”
Цель: развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников.
Задачи:
– ослабить неблагоприятное воздействие окружающей среды на ребенка;
– формировать осознание ребенка себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности;
– развивать волевую сферу – произвольность и психические процессы, саморегуляцию;
– формировать навыки общения в совместной деятельности;
– развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Материалы и оборудование: ящик с цветной крупой, мелкие игрушки, лопатки, кукла – Цветная фея, магнитофон.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Звучит спокойная, тихая музыка.
Психолог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где–то далеко-далеко за морем – океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Цветная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.
Психолог: А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?
Дети. Да!
Психолог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова.
В ладоши мы хлопнем раз, два и три,
В стране волшебной окажемся мы!
Звучит музыка
Психолог: Вот мы и очутились в крупяной стране. Психолог берет куклу – Цветную фею и говорит: Ребята, посмотрите это фея, но она очень грустная. Давайте я спрошу у феи, что случилось? Психолог делает вид, будто фея говорит ей что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…
Психолог: Фея рассказала мне, что во Вселенной была крупяная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в крупяной стране. И стала крупяная страна темной и безжизненной.
Психолог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?
Дети. (Ответы)
Психолог: Спасибо, что вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.
Психолог: А вот и страна, где живут друзья Цветной феи. Посмотрите ребята, как здесь пусто и тоскливо. Одна крупа. Но эта крупа не простая. Она волшебная. Она может чувствовать прикосновения и слышать.
Ритуал «входа» в Крупяную страну
Упражнение «Здравствуй, крупа!»
-Психолог: Положите ладошки на крупу. Давайте её погладим внутренней стороной ладони, затем тыльной стороной ладони. Какая крупа?
Дети: (сухая, шершавая, холодная)
Психолог: Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй крупа!». Послушайте Она с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ей грустно и одиноко. Она говорит тихим голосом. А давайте её развеселим! Пощекочем её сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по крупе пальчиками. Вы слышите, как она смеется?
Психолог: Давайте её погладим между ладонями. Возьмите в руки цветную крупу крепко – крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте её возьмем в руки крепко, чтобы ни одна крупинка не упала с кулачков.
Психолог: Молодцы, ребята, вот мы и развеселили цветную крупу!
Упражнение «Крупяные прятки»
Психолог: Сейчас я предлагаю поиграть в прятки. Злой волшебник спрятал сокровища. Мы должны помочь крупяным жителям найти сокровища с помощью лопаток. Чтобы злой волшебник нас не увидел, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем, друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание.
Цветная фея нам помоги,
В темницу сокровища заточили враги,
Взмахнем нашей лопаткой
Раз, два и три,
И наши сокровища мы спасем из беды.
Игра «Сокровища» (Перед началом игры необходимо закопать некоторое количество мелких игрушек)
Психолог: Нам с вами нужно найти клад с помощью лопаток и найденные предметы нужно будет назвать. (дети находят сокровища и называют)
Психолог: Я горжусь вами! Вы так старались! Ребята, мы помогли жителям Крупяной страны найти сокровища, которые спрятал злой волшебник.
Рефлексия:
Психолог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, помогли жителям Крупяной страны найти сокровища, оживили саму страну! Узнали, какой бывает крупа. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков.
Дети: Какое у вас настроение? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Ритуал прощания.
Психолог: Ребята! Пришла пора прощаться! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и будем передавать наши рукопожатия, как эстафету.
– Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Саше, от Саши к Насте и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Сухорукова Эльза Фанильевна,
педагог-психолог