Статус школьника – важный фактор развития личности

Аннотация: В статье говорится о занимаемом статусе ребенка в классе. Именно он определяет межличностные отношения в группе. Дается основная характеристика лидерам, принятым и непринятым в коллектив. Подчеркивается важность раннего выявления статуса ребенка, так как это влияет на развитие личности.

Статус школьника – важный фактор развития личности

танец, танцыВажное место в школьной жизни ребёнка занимает не только учеба, но и общение со сверстниками. Именно в процессе межличностного общения происходит реализация личности, удовлетворение его потребностей и интересов.

Благоприятный психологический климат формируется там, где школьники не испытывают трудности в общении и обучении, где каждый ребенок может полноценно проявить себя в классном коллективе и находится в комфортном состоянии. Ученику всегда захочется идти в школу, если у него есть друзья, с которыми он разделит свои интересы, впечатления, они поддержат его в каких-то ситуациях, не насмехаясь над ним. Ребенок чувствует себя нужным в коллективе тогда, когда занимает статус принятого в коллектив или признанным лидером класса.

Я. Морено ввёл понятие “социометрический статус”, то есть положение человека в социальной группе, в системе межличностных отношений. В школьном коллективе выявляются эти положения, определенные места во взаимодействии, определённый статус в отношениях с одноклассниками. Он может быть высоким, в основном это лидерская позиция. Лидерами в классе становятся те, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Для них характерны активность, инициативность, уверенность в себе, умение заинтересовать своих одноклассников.

Есть дети, которые принимаются коллективом (принимаемые), они имеют средний статус. Такие дети обладают кругом связей не со всеми одноклассниками, но сами они стремятся к общению.

И, наконец, низкостатусные или аутсайдеры – те, кто не проявляет инициативы ни в чем: ни в общении, ни в классных делах.

Если вовремя не выявлять статусные позиции обучающихся, то у детей возникает проблема развития личности. В нашей школе после окончания начального звена классный коллектив пятых классов формируется заново. С учетом интересов детей и родителей создаются кадетский и обычный классы.

Чтобы узнать об отношениях в классе, как групповых, так и межличностных, мы используем социометрический метод. По результатам диагностики проводим профилактическую и коррекционную работу, причем участниками являются и специалисты, и педагоги, и родители. Кроме групповой деятельности, ведется адресная работа с детьми, которые ведут себя замкнуто, не привлекают к себе внимания, не участвуют в классных мероприятиях, боятся отвечать на уроках. Именно такие дети чаще всего занимают низкий статус в классе, который влияет на учебу, а значит и на развитие личности.

Негативный статус может быть не только у замкнутых, необщительных детей, но и у обучающихся, которые нарушают дисциплину на уроках и в школе. Они могут вести себя агрессивно, грубить учителям, одноклассникам, могут систематически опаздывать на занятия, а то и прогулять их. К таким детям формируется негативное, дистантное отношение не только у одноклассников, но и у педагогов.

Раннее выявление статуса ребёнка в коллективе позволяет проводить работу по созданию здорового, комфортного климата. Для этого проводятся различные мероприятия. чтобы дети научились взаимодействовать друг с другом на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Детям с низким статусом необходимо уделять особое внимание, помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в себе, умение контролировать свои эмоции, находить компромисс в конфликтной ситуации.

Сидоренкова Антонина Васильевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.