Особенности развития школьников с ментальными нарушениями

Особенности развития школьников с ментальными нарушениями

страхиВ обществе принято представление о том, что личность является продуктом социума, сформированном под воздействием воспитания и определенных условий жизни.

Достаточно большую часть контингента учащихся с ментальными нарушениями составляют дети, не имеющие родителей и дети из неблагополучных семей. Такие дети лишены полноценного общения со своей семьей, что неблагоприятно сказывается на формировании их личности.

Личность ребенка формируется в процессе разнообразных взаимодействий с окружающей средой. В процессе становления личности ребенка необходимо выделить мотивационно – потребностную сферу, которая у таких школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и недостаточной сформированностью социальных потребностей, ограниченностью мотивов, низким уровнем побуждений к деятельности.

Деятельность младших школьников специальной коррекционной школы ситуативна. Мотивы, побуждающие к действию, как правило, краткосрочны, слабо выражены, нестойки и быстротечны.

При выполнении простой однообразной деятельности у учащихся с ментальными нарушениями наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение», – отмечал И.М. Соловьев. У учеников старших классов мотивы деятельности, имеющие практическую основу, отличаются устойчивостью.

Наблюдения за умственно отсталыми школьниками показывают, что похвала, положительная оценка значимых результатов деятельности (учебной, трудовой, игровой) способствуют формированию мотивации, побуждают их лучше выполнять задания.

По мере развития и обучения школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными и действенными.

На успешность усвоения новых знаний влияют особенности мыслительной деятельности, и прежде всего, степень сформированности ее регуляторных механизмов – саморегуляции, мотивации, самооценки. В этих особенностях больше, чем в качествах ума, проявляется интимная сторона личности, и потому мы считаем их личностными параметрами умственной деятельности.

Особенности личностных параметров умственной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями оказывают тормозящее влияние на усвоение знаний, что приводит к возникновению дефицита в базе действенных знаний. (З.И. Калмыкова)

Это в свою очередь может сформировать отрицательное отношение к школе, учителям, складывается неадекватная самооценка, предпочтение к внешкольным интересам, не связанным с познавательной деятельностью. Это и есть факторы неуспешности ребенка в школе и в жизни.

Поэтому, нашей задачей является создание предпосылок формирования устойчивых мотивов развития познавательных процессов и более сложных форм социального поведения.

Успешность ученика во многом определяется уровнем развития мыслительной деятельности и является основой для оценки развивающей стороны обучения.

Коррекционно-воспитательная работа с учащимися с ментальными нарушениями направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.

К числу основных компонентов личности принято относить самооценку (СО) и уровень притязаний (УП).

Уровень притязаний – это стремление к достижению целей разной сложности. В основе УП лежит оценка своих возможностей.

Впервые УП был исследован К. Левином и было выявлено, что не сам факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие ребенком своей деятельности, себя в целом, как успешного человека.

Уровень притязаний связан, с одной стороны, с объективной результативностью деятельности школьника, а с другой – с его самооценкой.

Самооценка ребенка с интеллектуальными нарушениями подвержена изменениям. В дошкольном возрасте зачастую создается постоянная ситуация успеха и у ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений.

Но когда ребенок попадает в школу и расширяется круг общения, то высокая самооценка нивелируется. Также семья может быть источником нестабильной самооценки, что вызывает неврозы.

Изучение СО у детей с ментальными нарушениями в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. Соглашаясь с исследованием де-Греефа в том, что повышенная самооценка у таких детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможно возникает компенсаторная реакция в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

Нечаев А.П. считает, что дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, с неустойчивыми интересами и слабой восприимчивостью нуждаются в систематических педагогических упражнениях.

Одним из самых важных упражнений, подготавливающих ребенка к обучению чтению, следует признать занятия природоведением, при котором ребенок учится воспринимать:

  • окружающее, знакомится с его свойствами, делает попытки судить о них и строить разнообразные предположения;
  • причем, в то же самое время, вырабатывается его речь, так как ему невольно приходится связывать со всеми получаемыми восприятиями определенные названия;
  • выражать словами те мысли, которые у него возникают при наблюдении окружающего.

Наряду с природоведением, большое значение для подготовки к чтению могут иметь беседы с детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов и картин.

Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого, учитель будет содействовать обогащению и выработке детской речи, а также большему развитию процессов воображения, суждения и восприятия.

Большую услугу при подготовке к обучению грамоте могут оказать правильно подготовленные занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.

Не говоря уже о том, что рисующий получает упражнение в разнообразных движениях пальцев и кистей рук, развивая мелкую моторику и подготавливаясь, таким образом, к процессу письма;
срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждений и деятельности воображения. А все это, как мы видим, составляет основу процесса чтения.

Наконец, очень важным средством, подготавливающим детей к обучению грамоте, надо считать подвижные игры и упражнения.

Подвижные игры заставляют детей, в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с планом, менять направление своего внимания, быстро перемещая его с одних представлений на другие.

Когда ребенок играет в «пятнашки» или «казаки-разбойники» и должен то нападать, то бежать в одном направлении, то менять его в зависимости от изменившихся обстоятельств –
все эти действия являются естественными упражнениями в гибкости внимания и противовесом развитию в ребенке того «психического автоматизма», который является одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте.

Таким образом, способность к осмысленному чтению предполагает общий уровень душевного развития. Ребенок не может воспринимать, как следует, читаемый текст, если у него не развиты процессы восприятия, если он не умеет, как следует, видеть и слышать окружающее.

Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению, если у него недостаточно развита речь, если с определенными предметами, чувствами и действиями у него не связалось определенных названий.

Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если у ребенка вообще обнаруживается недостаток воображения, догадливости и понимания.

Методики выявления готовности к обучению:

  • задания на копирование образца (узор, изображение, фигура, выложенная из спичек, пуговиц, природного материала и др.)
  • задания на выявление умения ребенка слышать и слушать словесные инструкции (графический диктант Д.Б. Эльконина, «Узор» Л.И. Цеханской)
  • задания на определение умения выполнять правила и контролировать их выполнение («Палочки» У.В. Ульенковой, «Рисование бус», «Образец и правило» А.Л. Венгера)

Педагог-психолог
Жабина Лариса Александровна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.