Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития ребёнка с ОВЗ

Аннотация: Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

мозгМозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый лучший вариант, когда активно работают оба полушария головного мозга. Отсутствие слаженности в работе полушарий – является частой причиной трудностей в обучении детей.

Правое полушарие отвечает за воображение, оно позволяет нам мечтать, воображать, фантазировать и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор.

Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» дети имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы. Одним словом, левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.

Работа обоих полушарий очень важна, особенно для детей с ОВЗ. Чем больше мы будем активизировать оба полушария, тем больше связей будет формироваться через мозолистое тело, а значит более разумно будут действовать дети.

Когда же нарушается проводимость через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. Обычно блокируется именно левое полушарие, и ребенок не способен мыслить, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка. Поэтому работая с детьми, мы часто замечаем такую картину: ребенок может либо не думая делать, либо размышлять, и не делать.

Межполушарное взаимодействие формируется в период внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка. Нарушения межполушарного взаимодействия могут возникнуть из-за стресса или болезни матери в период вынашивания ребенка, из-за родовой травмы, общего наркоза, болезни ребенка.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации. И к моменту обучения в школе, у ребенка могут возникнуть проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете, как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации.

Также для детей с нарушением межполушарного взаимодействия характерны – речевые нарушения, низкий уровень развития интеллектуальных функций, пространственных представлений, нарушается адекватное эмоциональное реагирование, присутствует агрессивное поведение, обнаруживается слабость логического мышления, моторная неловкость. С данными проблемами мы постоянно сталкиваемся, работая с детьми с ОВЗ.

Поэтому в своей работе я считаю необходимым мероприятием- развивать межполушарные связи. Я включаю в каждое своё занятие специальные упражнения, стимулирующие активность головного мозга. Это кинезиологические упражнения, телесные движения, упражнения на развитие и удержания зрительного внимания, речедвигательные упражнения.

Прежде чем приступить к упражнениям, я учу ребенка определять где правая сторона, а где левая. Закрепляю умение различать правую и левую руку, ногу. Далее я с детьми разучиваю кинезиологические упражнения. За работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи. Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Одно из самых известных упражнений «Кулак — ребро — ладонь» Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками одновременно. Усложнить можно добавив «хлопок руками», либо выполнять упражнение используя символы.

Очень любят дети такие упражнения как «Ухо-нос», «Капитан». Не всегда просто удаётся выполнить упражнение «Лезгинка» (левая рука согнута в кулачок, один палец смотрит влево, кулачок развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки).

Данные кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, активизировать их, тем самым улучшить мыслительную деятельность.

Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, также они снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело.

Упражнение «Змейка». Нужно скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Прикасаться к пальцу нельзя.

Перекрестные движения. Выполняются одновременные перекрёстные движения. Упражнение «Колено – локоть» (Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой). Интересны детям «Упражнения с перчатками» (определить где правая и левая перчатка и соответствующими руками дотронуться до них), «Распредели фигуры». «Перекладывание мешочков» упражнение выполняется под счет.

Когда дети устали, не могут сосредоточиться, я предлагаю упражнение «Пройди по лабиринту». Это упражнение хорошо расслабляет детей.

Упражнения «Разукрась обеими руками», «Обведи по контуру обеими руками» развивают не только межполушарные связи, но и мелкую моторику руки.

Задания на развитие и удержания зрительного внимания также хорошо развивают межполушарные связи.

Речедвигательные упражнения. «Назови предметы и их тени», одновременно показывая их двумя руками. Эти упражнения хорошо использовать для автоматизации поставленных звуков. Заучивание стихов и скороговорок с движением рук также помогает развивать межполушарные связи.

Выполняя данные задания, дети часто вначале испытывают определённые трудности. Некоторым требуется достаточно долгое время, чтобы запомнить и выполнить то или другое задание. Но этот процесс всегда им нравится, они эмоциональны, активны.

Опыт моей работы показывает, что развитие межполушарных связей положительно влияет на всех обучающихся с ОВЗ, особенно младших школьников. Выполняя специальные задания и упражнения, дети дольше удерживают своё внимание, сосредотачиваются, наблюдают за предметами и явлениями и делают выводы из увиденного. У детей, повышается стрессоустойчивость, улучшается память, снижается риск возникновения нарушений письма и чтения.

Кажурина Лариса Николаевна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.