Аннотация: в статье рассмотрено понятие психологической готовности к школьному обучению, ее содержательные компоненты. Сформулированы основные виды мотивов обучения дошкольников и изложены пути их формирования. Определена роль сюжетно – ролевой игры в формировании мотивации воспитанников системы дошкольного образования.
Ключевые слова: психологическая готовность к школьному обучению, внутренняя позиция школьника, мотивация.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и его подготовка к школьному обучению.
Подготовка к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников . [2, с. 26].
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Составляющими психологической готовности являются:
1) Интеллектуальная готовность;
2) Мотивационная готовность в структуре психологической готовности, которая предполагает сформированность мотивов учения;
3) Эмоционально-волевая готовность;
4) Психомоторная (функциональная) готовность;
5) Общее развитие [2, с. 27].
В работах Божович Л.И. наиболее важным в психологической готовности ребенка признавался мотивационный план.
Были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с «потребностями ребенка в общение с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, «познавательные интерес детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладение новыми умениями, навыками и знаниями».
Слияние этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» [1, с.263].
Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы.
Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» … Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью – обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать …»
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью продолжает оставаться игра.
Развитие познавательных процессов, изменения, происходящие в поведении ребенка, его личности, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста в структуре деятельности старших дошкольников происходят значительные сдвиги. Они касаются как качественных изменений внутри уже существующих видов деятельности, так и появления новых форм игры и формирования предпосылок нового вида деятельности – учебной.
Сюжетно-ролевую игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Самое главное – это психологическая готовность к школе. Именно она обеспечивает переход от ведущей игровой деятельности к ведущей учебной. Психологическая готовность формируется в игре. Если ребенок не освоил, в достаточной степени, различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. Другими словами, если ребенок не умеет играть, если уровень его игры низкий, то, прежде всего, это скажется на готовности к школе [3, с. 29].
Необходимым условием для формирования у детей учебной деятельности является произвольность. Она предполагает подчинение определенным нормам, законам, правилам. Такое формирование произвольности возможно только в игре, где ребенок учится действовать в соответствии с сюжетом, подчиняться определенным правилам, пока игровым. При этом он действует добровольно.
Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности.
Поэтому игра – школа новых потребностей.
Она готовит ребенка к школьному обучению со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения, добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.
Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе.
Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле», которые могут с успехом применять в своей работе воспитатели и психологи на своих занятиях в ДОУ.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности [3, с. 34].
Конечно, и другие виды деятельности влияют на формирование этих новых потребностей, но, ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка.
Список литературы:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
2. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2009. – 356 с.
3. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линке – Пресс, 2009. – 96 с.
Вакуленко М.И.,
педагог-психолог